© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

Роль ислама в кыргызской политике

По мнению экспертов, политики стараются использовать растущую религиозность, чтобы иметь больше поддержки среди населения. 

English

By Timur Toktonaliev

Несмотря на светский характер государства, которое гарантирует всем равное отношение вне зависимости от религиозной принадлежности, ислам постепенно начинает обретать вес в кыргызском обществе с момента обретения независимости в 1991 году.

По официальным данным, в республике сейчас насчитывается около 2500 мечетей по сравнению с несколькими десятками в начале 1990-х годов.

Повышенный интерес к исламу также коррелирует с ростом радикальных настроений среди верующих. Согласно данным ГКНБ, около 600 граждан Кыргызстана сейчас находятся в зоне боевых действий в Сирии и Ираке.

Аман Салиев, эксперт по исламу в Институте стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском Университете (КРСУ), говорит, граждане больше доверяют тем чиновникам, которые близки к религии.

«В обыденном понимании людей религиозность – это честность, — говорит Салиев. — К сожалению, большинство населения имеет определенные стереотипы. Им кажется, что если чиновник или политик, любая другая видная общественная личность позиционирует себя как религиозное лицо, то он обязательно честный, порядочный, может, при этом еще и образованный».

По его словам, в последние годы политики стали постепенно использовать религиозный язык в своих речах в попытке привлечь верующих.

Полное интервью с Аманом Салиевым: Мусульманское сообщество в Кыргызстане должно интеллектуально вырасти

Один из кандидатов в президенты, бывший премьер-министр Темир Сариев недавно подарил ценный экземпляр Корана 18-го века Исламскому университету Кыргызстана.

Фото: 24.kg

Его пресс-секретарь Назира Ахмедова отрицает, что данный подарок был направлен на то, чтобы привлечь внимание религиозных мусульман.

«Так просто совпало, никаких специальных целей в этом шаге не было, — объяснила она в беседе с IWPR. — Мы не фрагментируем наших граждан на мусульман, христиан и другие группы. Для нас – все одинаковые, мы работаем для всех, и это неправильно отдельно выделять мусульман на выборах».

Салиев же считает, что «то, что политики начинают активно проявлять свою религиозность в период выборов, показывает, что религиозность – это серьезный показатель для поддержки или наоборот не поддержки человека».

«Порой, это является даже определяющим фактором. Даже независимо от того, что он был неэффективным политиком, но если он начал позиционировать себя как религиозная фигура, вот эти недостатки усиленно забываются», — сказал Аман Салиев.

Чубак ажы Жалилов, бывший муфтий Кыргызстана и влиятельный религиозный лидер, согласился с тем, что «игры на чувствах верующих будут заметны на предстоящих президентских, а позднее – и парламентских гонках».

«Я считаю, что были и будут попытки получить голоса избирателей через использование религиозных деятелей», — сказал в беседе с IWPR.

Жалилов вспоминает, после того, как он объявил о своем желании баллотироваться в депутаты парламента в 2015 году, ему пришли предложения почти ото всех основных партий вступить в их ряды. Но в итоге он все отказался от своих намерений.

Хотя создание партии на религиозной основе в Кыргызстане запрещено конституцией, Жалилов считает, что основной закон позволяет ему баллотироваться в президенты. Однако он ясно дал понять, что не будет этого делать в этом году.

По его словам, людям важно понимать, что религиозный деятель, как и любой другой гражданин, имеет право претендовать на государственную должность.

«Но это не значит, что если к власти придет молдо, то он сможет хорошо работать, — объясняет свою мысль Жалилов. — Среди них могут быть те, кто будут вести неправильную политику, пойти по неправильному направлению или которые не имеют никакого понимания в политике. Конечно, таких нельзя подпускать к власти».

 

Полное интервью с Чубаком Жалиловым: Многие мусульмане не понимают, что политики ими манипулируют

Опытный политик, депутат парламента от фракции «Бир бол» Улукбек Ормонов полагает, что интерес к религии среди политиков отражает аналогичную тенденцию в стране и многие из них углубились в ислам искренне.

«Но я далек от мнения, что политики, став религиозными, автоматически становятся чистыми, стали честно работать, — продолжил он. — Для этого нужно время, это не быстрый процесс».

Эксперт по исламу Аман Салиев согласился с тем, что религиозные убеждения необязательно переходят в более этическое управление.

«За все это время я не увидел, как внутренняя религиозность [политиков, чиновников] побуждала бы их бороться за независимость судебной системы, чтобы она действительно заработала. Именно эта их искренняя религиозность должна была бы толкать на эти вещи. У нас, к сожалению, понимание религии бывает не совсем полным… оно имеет больше какой-то личный интерес», — говорит Салиев.

КОМПРОМИСС

Действующий президент Алмазбек Атамбаев старается балансировать в своих выступлениях между религиозными и светскими нормами.

Иногда он ссылается на Коран и исламские принципы в своих выступлениях, а в 2015 году он подарил земельный участок в привлекательном, жилом районе на юге Бишкека на строительство мечети в память об убитых во время апрельской революции 2010 года.

Алмазбек Атамбаев и чиновники, религиозные деятели на земельном участке в 7 микрорайоне Бишкека, переданный под строительство мечети в память об убитых 7 апреля 2010 года на площади «Ала-Тоо» (фото: vb.kg)

В последние годы президент все чаще выступает за то, чтобы вместе с религиозностью граждане также были усердны в получении знаний и не забывали о своей национальной культуре.

Но напряжение между идеологиями осталось. В 2011 году открытие намазканы в парламенте Кыргызстана вызвало вопросы касательно принципа разделения государства и религии.

(См. Кыргызстан: строительство намазканы в парламенте встречает сопротивление).

В прошлом году вспыхнули споры после инициативы законодателей о формальном продлении обеденного перерыва для государственных служащих, чтобы они могли участвовать в пятничных молитвах.

После консультации с религиозными деятелями, а также оппонентами данной инициативы, Атамбаев окончательно наложил вето на данный план на том основании, что это нарушит светский характер государства.

(Также см.  Принципы ислама и светскости вновь столкнулись в Кыргызстане ).

По словам Салиева, государство должно взять ответственность за растущий интерес к исламу, раз не смогло обеспечить правосудие и нормальные условия жизни.

«Простые люди надеются, что когда-нибудь появится прослойка интеллигенции, у которой наконец-то проснется совесть, появятся те политики, которые будут честно выполнять свои обязанности. Религиозность дает на это надежду», — сказал он.

Несмотря на растущее влияние ислама, эксперты считают, что он еще не имеет существенного влияния на государственные процессы.

«Политики и чиновники в основном остаются светскими, — говорит директор Центра политико-правовых отношений Тамерлан Ибраимов. — Нет сигнала, что в государственных органах лоббируются определенные исламские принципы».

«Трудно сказать, если эти тенденции продолжатся, приведет ли это нас к малазийской [или] индонезийской модели государства, — продолжает Ибраимов. — Это зависит от ряда факторов. Если случится так, что здесь общественным трендом будут развитие технологий, инновационная модель развития бизнеса и экономики, тогда исламизация населения не окажет существенного влияния на государство, его политику».

Салиев согласился с тем, что Кыргызстан все еще находится в самом начале этого процесса.

«Говорить о том, что из-за возросшей религиозности общества светские институты сдают свои позиции пока рано, — говорит он. — Надо понимать, что современная мировая система права и экономики все-таки светская и никуда мы от нее не денемся, мы живем в этой системе и в этой системе мы будем продолжать жить достаточно долгое время».

Он утверждает, что от государства зависела демонстрация эффективности и стабильности светского управления, если оно хотело приостановить тенденцию к религиозности.

«Если светские представители нашего общества действительно беспокоятся и хотят сохранить эту систему, то надо, чтобы эта система была справедливой и эффективной для всех членов общества, а не только для определенной группы людей бизнесменов и олигархов, — говорит Салиев. – Если светскость не покажет свою эффективность, она начнет размываться и никто этого, к сожалению, не заметит».

Со своей стороны Чубак Жалилов настаивает на том, что влияние ислама, который играет большую роль в жизни общества, неправильно истолковывается.

«Но это не значит, как считают некоторые люди, мы все начнем ходить в пакистанских платьях, — предостерегает Жалилов. — Я считаю, что хорошая мусульманская страна – это страна, в которой мы сейчас живем. Только в ней нет места коррупции, воровству, насилию, есть справедливость в судах, свобода слова и вероисповедания».

Тимур Токтоналиев – редактор IWPR по Кыргызстану.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: