Религиозными установками некоторые комментаторы оправдывают в социальных сетях убийство Салтанат Нукеновой, супруги бывшего главы министерства нацэкономики Казахстана. CABAR.asia опросил экспертов, на самом ли деле религия позволяет издеваться над женщинами.
Экс-министра национальной экономики Казахстана Куандыка Бишимбаева задержали 9 ноября 2023 года в роскошном ресторане Астаны. Его подозревают в убийстве жены Салтанат Нукеновой. Позже был задержан брат Бишимбаева, который руководил рестораном. Брата подозревают в том, что он удалил видеозаписи, которые зафиксировали убийство Салтанат.
По словам родственников погибшей, раны на теле женщины свидетельствуют о том, что ее избивали. У них также есть подозрения, что женщина умирала долго и мучительно, «скорую» вызвали только после ее смерти.
К страшным новостным сводкам добавились личные истории женщин о перенесенном насилии, рассказанные в социальных сетях; требования ужесточить наказание за семейно-бытовое насилие и сбор подписей под петицией с этими требованиями на имя президента Токаева, флешмоб, обращения блогеров, аналитические материалы и подкасты.
Под каждой из этих публикаций неизменно много комментариев о внешности и поведении девушек, оправдания жестокости воспитанием и существованием коррупции. Также есть «нормализация» насилия и оправдание его религиозными установками.
Однако религиоведы и представители конфессий в один голос говорят о том, что ни в одном из священных текстов таких оправданий нет и быть не может.
Насилие как грех
Так называемое «золотое правило морали» – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, – существует в любой вере. Преподаватель религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби и эксперт по противодействию религиозному экстремизму Елнар Берикбаев говорит, что в исламе это правило морали усиливается верой в то, что молитва обиженного человека обязательно будет принята всевышним и обидчик будет наказан.
«Оправдывающие исламом насилие над женщиной – люди не знающие основ религии, – уверен Берикбаев. – Пророк Мухаммед ни разу не поднял руку и не наказывал своих жен. Перед смертью он завещал мусульманам хорошо относиться к женам: “Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам”. Избиение жены недопустимо в исламе и является грехом».
Настоятель кафедрального собора Николая Чудотворца в Булаево (город в Северо-Казахстанской области), священник Алексий Гаврилов объясняет, что христианство к насилию над любым существом относится как к греху. А человек, который совершает грех, будет за свои поступки отвечать перед Богом.
«Библия не может оправдать насилие. Потому что одна из главных заповедей звучит как: “Возлюби ближнего как самого себя”, – объясняет священник. – В церкви за насилие наказывают епитимьей (посты, длительные молитвы и т.д. — Прим. ред.) и отлучением. Законы светского общества тоже работают – воцерковленность их не отменяет. Бог не дает никому никакого права причинять вред другому человеку. Потому что это – не любовь, а бог есть любовь».
Не бесправное существо
Распространенное среди комментаторов мнение, что женщина в религии автоматически лишается всех прав, должна молчать и мириться со своим положением, тоже безосновательно.
По словам священника Алексия Гаврилова, Библия говорит, что мужчины и женщины равны между собой – и те, и другие в равной степени наделены образом и подобием Божьим, а христианское смирение не распространяется на угрозы и насилие.
«В исламе женщина вообще-то не принуждена вести домашнее хозяйство, имеет право на полное материальное обеспечение от мужа и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению», — развенчивает еще один миф Елнар Берикбаев.
Он добавляет, что женщина может развестись, если брак невыносим – жестокое обращение является основанием для расторжения брака перед судьей.
«А еще женщина может выносить решения, высказывать мнения, участвовать в политической и социальной жизни общества. Пророк Мухаммад советовался со своими женами в любых вопросах — от незначительных до самых серьезных», – объясняет Елнар.
Отдельный вид комментариев под новостями о насилии сводится к идее «на все воля бога, значит так надо, и потом бог накажет виновных».
Елнар Берикбаев связывает такую позицию, как и предположения в духе «значит, было за что», с защитной реакцией на ужасные события. Людям, по его словам, сложно осознать, что в центре столицы убили молодую женщину и никто не заступился – мозг рисует сценарии, чтобы было не так страшно.
«Да, на все воля Божья, но под лежачий камень вода не течет, – замечает Алексий Гаврилов. – Нам Бог дает язык и ум не просто так – мы не должны бездействовать, когда сталкиваемся с любым насилием. Если мы проходим мимо – это уже деградация человечности. Нравственный человек всегда защитит слабого и поможет. И без разницы, верит он в Бога или нет».
Светские институты не работают?
Еще одной причиной упования на божью кару Елнар Берикбаев называет утрату многими людьми веры в то, что проблемы могут решаться по справедливости. И последние новости лишь наглядно демонстрируют, что домашнее насилие и преступления в отношении женщин – та сфера, где дефицит этой веры ощущается особенно остро.
«Как показывает опыт, у нас только после большого резонанса можно получить качественное расследование и справедливый приговор, – с сожалением отмечает адвокат Жанна Уразбахова. – Причина в отсутствии эмпатии и квалифицированных кадров. Расследования ведутся некачественно с первых минут обращения, что приводит к утрате важных вещественных доказательств».
Любой резонанс и повышенное внимание к жертве, отягчает ее психологическое состояние. Но жертвы идут на это, даже с большим риском для собственного ментального здоровья. Потому что без публичного общественного обсуждения, по словам Жанны Уразбаховой, растормошить правоохранительные органы невозможно.
Можно ли каким-то образом дать делу огласку и оградиться от обвинений, которые при этом неизбежно сыпятся на жертву в комментариях? Де-юре казахстанская Конституция гарантирует свободу слова. То есть все имеют право высказывать свое субъективное мнение, но только пока оно не превращается в дезинформацию или угрозы. Получается, что если на вас клевещут или распространяют ваши персональные данные, вы можете обратиться в полицию. Чисто технически. Однако бремя доказывания по таким делам лежит на жертве. А это еще одна угроза ментальному состоянию.
«Нужно менять сознание людей, – уверена Уразбахова. – Чем больше мы говорим о фактах насилия и последствиях, тем больше людей осознают, что происходящее уже выходит за рамки и что даже они сами в опасности».
Главное иллюстративное фото: Freepik.com