Акыны-импровизаторы издревле были известны тем, что рассказывали в своих песнях о насущных проблемах и чаяниях своего народа.
Подпишитесь на наш канал в Telegram!
С обретением суверенитета в Кыргызстане, в стране с новой силой развивается искусство акынства. Акыны, как и в досоветское время, теперь пользуются большой популярностью, а их выступлениям уделяется большое внимание среди народа. Но если в целом это течение находилось в рамках культурной и телевизионной жизни страны, в начале этого года искусство акынства обратило на себя внимание с политической точки зрения.
Большой резонанс вызвало задержание известного акына-импровизатора Болота Назарова, который подвергал критике в своих выступлениях на ютуб-канале некоторых влиятельных чиновников. Его задержали в ходе спецоперации правоохранительных органов и обвинили в хранении и употреблении наркотических веществ. Болот Назаров отрицает эти обвинения со стороны силовиков и связывает все эти действия со своей творческой деятельностью. Следствие продолжается.
Этот вызвавший резонанс инцидент поднял вопрос о творческой свободе акынов в Кыргызстане. Некоторые коллеги Болота Назарова, выступавшие за его немедленное освобождение (он сейчас под домашним арестом), заявляют, что у кыргызов акыны никогда не подвергались задержаниям, они всегда обладали творческим иммунитетом и последний прецедент вызывает обеспокоенность, ставит вопрос о творческой свободе народных акынов.
Говоря о свободе слова, можно отметить, что во вновь принятом главном законе страны – Конституции прописано, что каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати. При этом, никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него. Творчество же акынов неразрывно связано со свободой слова. В своих выступлениях одни поднимают тему любви, Родине, а другие наболевшие вопросы, касающиеся социальной жизни кыргызстанцев.
«Многие думают, что акыны – это всего лишь певцы, но нет, если смотреть шире – это и историки, и сказители, и артисты, и актеры. Каких только событий не пережил народ Кыргызстана, и акыны все это воспевают в своих выступлениях. Сегодня акынство достигло хорошего уровня, но его нужно еще развивать, чтобы оно достигло высшего уровня», — говорит в интервью для CABAR.asia акын Кубат Тукешов.
Вместе с его мнением согласна и акын Жамайка Токонова.
По ее словам, акынство в стране развивается хорошими темпами: если раньше интерес к творчеству акынов был только у более зрелого поколения, то сейчас и молодые люди вовлекаются в процесс. В частности, рост отмечается с 2010 года, а к 2014-2015 годам интерес к соревнованиям среди акынов значительно вырос у молодежи.
«Сами наставники говорят, что в одно время количество акынов составляло всего 4-5 человек, но сейчас их количество составляет более чем 50 акынов. При этом, направление также активно развивается и среди женщин», — считает Токонова.
Сказитель Кубат Тукешов отмечает, что сегодня акыны в основном поднимают злободневные темы: про миграцию, коррупцию, чиновников, Кумтор и другие наболевшие вопросы.
«Зачем об этом говорить? Эти темы поднимают все новостные порталы, блогеры, и люди уже устали от этих новостей. Людям нужна мотивация и надежда. Если акын начнет говорить про проблемы, слушатели будут расстраиваться, а акыны должны быть, напротив, мотиваторами: нужно рассказывать шутки и держать людей в позитивном русле. Правду, конечно, нужно говорить, но ее нужно хорошенько завуалировать, а слушатели в любом случае поймут», — говорит Тукешов.
Цензура цензуре рознь
По информации Кубата Тукешова, как таковой цензуры в Кыргызстане нет, но юридическую ответственность за свои слова никто не отменял.
«В целом, цензуры нет. Нам не говорят: не пой об этом или не говори об этом. У нас, конечно, есть ответственность за свои слова. Как-то на конкурсе в Казахстане нас попросили не кидаться словами, а преподносить все остроумно. Если говорить о выступлениях на публике, например, на КТРК, если мы будем говорить прямо и упоминать имена, то будем нести юридическую ответственность. Все знают о положении дел в стране. Наше дело преподнести все завуалировано. Акыны стараются не переходить черту», — рассказывает Тукешов.
Жамайка Токонова поддерживает мнение сказителя, но отмечает, что в стране свобода слова есть. Однако многие используют эту свободу не по назначению.
Глава общественного фонда «Айтыш» Асылбек Маратов присоединяется к мнению вышеуказанных сказителей.
«Цензуры в отношении акынов нет. Акыны издревле поднимали острые проблемы общества, и в данное время, я считаю, что ничего не изменилось, потому что у нас есть свобода слова, которой мы дорожим. Мы также критикуем власть, поднимаем наболевшие проблемы. Мы живем в такое время, что у каждого из нас есть Интернет, Youtube-каналы и различные мессенджеры. Старшее поколение акынов, такие как покойный Элмирбек Иманалиев или Женишбек Жумакадыр говорили, что во время первого президента Аскара Акаева «сверху» давали предупреждения, если была критика в сторону власти. Сейчас такого нет, мы свободно выражаем свое мнение», — сказал он.
В свою очередь глава Общественного наблюдательного совета при Общественной телерадиовещательной компании (КТРК) Азамат Болгонбаев отмечает, что цензуры нет и на государственных каналах, так как они иногда ведут прямые эфиры с мероприятий.
В адрес власти другие акыны также выражали критику в своих выступлениях, однако, это ограничивалось лишь недовольством со стороны чиновников.
«В наш адрес официально запугиваний и предупреждений за критику в отношении властей не приходило. Иногда нам передают недовольства министров или депутатов за наши высказывания, но официальных угроз не было», — говорит глава ОНС при ОТРК Болгонбаев.
В то же время акын отмечает, что критиковать власть в своих песнях никто не запрещает, но важно не уронить достойную манеру подачи искусства «Айтыш» [форма устной народной песенной поэзии].
«Недавно на концерте, посвященного в честь памяти выдающегося акына Элмирбека Иманалиева, один из молодых акынов критикуя власть, спел следующее: «Президенты и власть меняются как носки (Бийлик башындагылар байпактай эле алмашат)». По-моему, личному мнению, искусство «Айтыш» не должно быть осквернено плохими словами. Да, критика посредством айтышей всегда была и доносилась до правителей испокон веков. Но вопрос в другом: как она доносилась? Есть неписанные форматы, например, формат того же выдающегося Элмирбека Иманалиева, который всегда критиковал власть, но делал в рамках художественного жанра. Но искусство «Айтыш» не ограничивается только одной критикой или чаянием народа, оно восхваляет позитивные стороны, изменения в жизни общества, и этим он и уникален. Поэтому воспитание молодого поколения очень важно – чтобы акыны несли свою миссию достойно. Это подтверждается случаем Болота Назарова», — сказал Болгонбаев.
Фонд «Айтыш» — единственная школа для акынов в КР
В Кыргызстане для развития творческих навыков начинающих акынов на сегодня действует фонд «Айтыш, который представляет собой школу для акынов. Организацию в далеком 2001 году открыл кинорежиссер Садык Шер-Нияз. В его структуру помимо акынов-импровизаторов входят киностудия «Айтыш Фильм», кинофестиваль «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», кинотеатр «Манас», литературный клуб «Калемгер».
Саму же школу акынов Садык Шер-Нияз запустил совместно с такими известными акынами, как Ашыралы Айталиев, Эстебес Турсуналиев и Тууганбай Абдиев и уже к 2014 году в ней обучалось порядка 30 человек.
Фонд объединяет акынов-импровизаторов, воспитывает молодежь и направляет ее. Благодаря фонду акынов начали приглашать на международные выставки, конкурсы, концерты. В 2015 году искусство «Айтыш» было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
«В школе есть официальный зал, где собираются учителя. Каждый ученик должен пройти определенные этапы. Для начала, нам дают какую-то одну тему, и мы должны о ней спеть. Учителя оценивают наше выступление исходя из таких параметров как насколько ты смог раскрыть тему, насколько остроумно смог выразить свою мысль, артистизм и другое. Сейчас очень много наших ребят проходят обучение. Среди наставников школы фигурируют такие известные акыны, как Женишбек Жумакадыров, Амантай Кутманалиев, Аалы Туткучев», — рассказывает К.Тукешов.
Он отмечает, что обучение в школе является необязательным, все проходит на добровольной основе.
«В школе нет журнала учета. Обучение бесплатное. Молодые ребята просто приходят и совершенствуют свое мастерство. В первый день новичок обычно наблюдает за процессом обучения и затем дают комуз. Каждые 10 дней проходят айтыши – состязания между учениками. В процессе обучения и таких айтышей ребята стараются перенимать опыт своих наставников и совершенствовать свой стиль. Ученики стараются перенимать преимущества своих учителей: у кого-то сильная сторона – это философия, у кого-то – поэтические способности», — говорит Тукешов.
Акыны зарабатывают на тоях
В Кыргызстане акынство для многих сказителей не является основным видом деятельности. Большинство из верных своему мастерству акынов работают тамадами на тоях и различных торжествах, а некоторые пишут слова для артистов местной эстрады.
«У всех отношение к этому искусству разное – для некоторых это просто хобби, а некоторые считают его призванием. Но у нас мало акынов, которые работают в Филармонии и Домах культуры. В основном они зарабатывают на тоях», — говорит Тукешов.
Как отмечает глава наблюдательного совета ОТРК Азамат Болгонбаев, не у всех акынов социально-жилищное состояние в хорошем состоянии. Так, если некоторые из акынов трудоустроены в Филармонии и театрах, то молодые сказители практически нигде не работают официально.
«Скоро планируется открытие государственного театра «Манас», который нацелен на развитие творчества акынов-импровизаторов и манасчи — рассказчиков эпоса «Манас». Если театр все же заработает, то он станет площадкой для развития акынов и правильного воспитания молодых талантов. Искусство «Айтыша» тоже требует постоянного развития, и здесь важно воспитывать молодежь в правильном направлении», — сказал он.
Со стороны государства, к сожалению, на сегодняшний день творчество акынов не спонсируется. Раньше в честь Дня независимости 31 августа проводили состязания между акынами, где со стороны государства выдавались призы. Однако сейчас, таких мероприятий все меньше и меньше.
«Раньше я тоже говорил, что государство не обращает внимания на акынов и не оплачивает их труд. Например, как в Казахстане. Если у нас в год проходит только 4-5 айтышей, то у них как минимум 20-30, и это очень хорошо для развития творчества акынов. За последнее время я поменял свое мнение. В далеком прошлом такие акыны, как Барпы или Женижок видели и похуже ситуации и все равно выступали, они росли как «цветы из-под камней». Все зависит от нас самих. Сейчас у нас есть все условия: Интернет, книги, а если ты хочешь стать звездой, то открой канал на Youtube», — полагает акын Тукешов.
Сказитель Токонова также отмечает малую поддержку со стороны государства в отношении развития творчества акынов.
«Если бы направление поддерживалось со стороны государства: проходило бы обучение, выделяли бы стипендии лучшим ученикам, пособия, то это было очень хорошим стимулом для развития их творчества. Но сейчас акыны либо выступают на тоях, либо занимаются другой посторонней работой, а их мастерство выходит уже на второй план. Хорошо было бы, если хотя бы на уровне государства поддерживали состязания среди акынов, что служило бы также толчком для их развития», — сказала она.
Минкультуры начало оказывать поддержку только последние 4-5 лет
В противовес мнению молодых сказителей Болгонбаев проинформировал, что если раньше акынов государство не поддерживало, то последние годы Министерство культуры, информации и туризма начало оказывать хотя бы какую-то поддержку.
«Если на айтышах республиканского масштаба сумма призового фонда составляет 3 миллиона сомов ($35377), то половину суммы выделяет министерство», — сказал он.
В то же время Асылбек Маратов отмечает, что кроме Садыка Шер-Нияза никто не оказывает поддержку акынам. Он устраивает разные конкурсы международного и республиканского масштабов, а также выделяет средства на призовой фонд.
«Выигравшему акыну повезет, так как ему достанется хоть какой-то денежный приз. Мы никакую зарплату не получаем, Садык Шер-Нияз ежемесячно выплачивает нам небольшую сумму. В отличие от эстрадных певцов, акынов приглашают значительно меньше. Чем известнее акын, тем чаще его приглашают выступать на различные торжества и платят соответственно больше», — сказал глава фонда.