© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

Кыргызстан усилит институт высшего религиозного образования в стране

На протяжении почти трех десятков лет граждане Кыргызстана получают высшее религиозное образование за рубежом – преимущественно в странах Арабского Востока. Но Бишкек планирует внести коррективы в эту тенденцию и создать условия для получения аналогичного образования в пределах республики.


Подпишитесь на наш канал в Telegram!


Бактыбек Ниязов работает проректором по воспитательной работе в бишкекском медресе уже 21 год. Теологическое образование он получил в Кыргызстане в далеком 1993 году в Исламском Университете, а в 2003-2004 годах учился Эр-Рияде (Саудовская Аравия). 

Бактыбек Ниязов. Photo: CABAR.asia

«За рубежом я решил учиться только, чтобы посмотреть мир. Я хотел больше знать и расширить свой кругозор. Поскольку наша религиозная сфера связана с арабским языком, то решил поехать учиться в Саудовскую Аравию. Там я практиковал язык среди носителей», — поделился он.

Ниязов рассказывает, что мог бы остаться и продолжить учебу в Эр-Рияде, но решил вернуться и поступить в университет в Кыргызстане. Сейчас он учится в аспирантуре Государственного университете им. Арабаева по направлению «Теология». И оценивая уровень преподавания религиозного образования в Кыргызстане, Ниязов отмечает, что ситуация намного улучшилась — в этой сфере появился порядок.

«У нас есть и свои достойные преподаватели. Я бы призвал всех заинтересованных учиться здесь, в Кыргызстане, а за рубеж выезжать только для того, чтобы посмотреть мир и расширить свой кругозор», — отметил он.

Почему за границу?

По словам заместителя директора Госкомиссии по делам религий Закира Чотаева, самыми популярными направлениями в сфере получения религиозного образования для кыргызстанцев являются Турция, Саудовская Аравия, Пакистан, Египет, Иордания, а также Россия.

Закир Чотаев. Photo: CABAR.asia

По его словам, выбор в пользу заграничных учебных заведений кыргызстанцы делают по двум причинам — желание посмотреть мир и из-за советского прошлого. Часть выезжающих за рубеж считают религиозные учебные заведения Кыргызстана менее компетентными, нежели университеты зарубежных стран, где ислам изучался и преподавался без перерыва.

«Многие думают, что если арабские страны, то там лучше образование. Но тот же университет Аль-Азхар в Египте уже не тот, что был раньше. Сама бывший посол Египта говорила, что университет уже не тот, преподает разные направления и что если наши граждане хотят там учиться, то желательно адаптировать учебные программы под наши религиозные ценности. Дело в том, что в арабских странах образование адаптировано под них. Там есть много разных течений», — отмечает Чотаев. 

Религиовед Индира Асланова отмечает, что в любой стране религия имеет свою особенность. И если говорить об исламе, то в Кыргызстане он отличается от других стран и это нормально. 

«В нашем случае традиционные обряды похорон или бракосочетания где-то были адаптированы в религиозно-культовую или обрядную часть. Они могут противоречить тому, что люди изучили, находясь в других странах и получая там образование. Так как они рассматривают это не как часть культуры, а как часть ислама. Поэтому они могут негативно оценивать и полагать, что у нас неправильный и не такой ислам», — отмечает эксперт.

При этом она отмечает, что согласно исследованию одного из западных исследователей в университете Аль-Азхар в Египте, студенты, получившие религиозное образование за рубежом, более устойчивы к проявлению радикальных идей.

Теолог и доктор наук Кадыр Маликов добавляет, что кыргызстанцы предпочитают зарубежное образование, так как сама система в этих странах иная.

«Там можно получить знание языка будучи среди носителей. Также есть понимание, что там исламские науки более развиты, потому что исторически это зоны основного распространения ислама. Помимо этого, выбор в пользу зарубежных вузов делается по причине того, что там у религиозных учреждений статус выше, нежели в Кыргызстане. И если стоит выбор между медресе и полноценным университетом, то выбор очевиден», — отмечает Маликов.

Сам он в 1995 году отучился в единственном на тот момент стране медресе Кыргызстана, а после по квоте уехал в Иорданию учиться на факультете шариата. 

Однако в учебе кыргызстанцев за рубежом есть и обратная сторона медали.

«Во-первых, проблема в неконтролируемом выезде. Вторая проблема заключается в том, что ребята, не знающие основ ислама, попадают за рубеж, где у них идет формирование знаний о религии через призму национального понимания. Из-за этого кто-то попадает в разные секты или течения», — говорит Маликов.

Photo: kiu.kg

Вернуть былую славу

В свое время Центральная Азия славилась своей богословской школой. С приходом ислама в VIII веке н.э. Бухара стала для мусульман религиозным, культурным и научным центром. Здесь родился и создал свои труды знаменитый ученый и собиратель хадисов имам аль — Бухари. 

В XV веке Бухара уже считалась центром исламской цивилизации, наряду с Самаркандом, где трудились многие ученые. В то время в городе было построено много мечетей и медресе, где по сей день проходят обучение будущие богословы. 

Акимжан Эргешов. Photo: CABAR.asia

В период Советского Союза, когда преобладал атеистический режим, религиозных образовательных учреждений было очень мало. Большой перерыв в изучении ислама сказался на уровне богословских школ региона. И сегодня низкая квалификация кадров в Кыргызстане не дает возможности получить хорошее религиозное образование, считает заведующий отделом образования Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) Акимжан Эргешов. 

«После развала Советского союза мы открыли медресе. А сколько им лет? Самому старшему 15 лет. За это время невозможно подготовить мыслителей. А у нас есть потребность получить образование от людей, которые понимают правильный смысл религии. Люди посвятили свою жизнь получению религиозного образования, поэтому у них есть право получить хорошие знания», — говорит Эргешов.

По его словам, чтобы избежать негативных последствий, нужно готовить всех желающих и учить их основам ислама в Кыргызстане. И вопрос подготовки абитуриентов уже рассматривается в ДУМК. Эргешов отмечает, перед учебой за границей кыргызстанцам стоит хотя бы 2-3 года проучиться в местных учебных заведениях. Это даст базовые знания арабского языка и понимание основ религии. 

Вместе с этим идет работа по внедрению нового положения «О порядке предоставления религиозного образования», которое затрагивает как среднее, так и высшее образование. Сегодня в Кыргызстане имеются теологические факультеты (со смешанным образованием) в вузах страны, где выдаются дипломы государственного образца, а также учебные заведения, преподающие только религиозные дисциплины. По словам Закира Чотаева, планируется убрать категорию начального образования и ввести религиозные курсы. 

«Также поступают предложения о введении степени магистратуры. […] Мы ввели минимум четыре года для высшего образования, а что касается более высшей степени, то здесь все зависит от самих религиозных учреждений, какие они себе поставят степени, такие и будут. Этот вопрос решается, в случае ислама, со стороны ДУМК», — сообщил он. 

Процесс создания собственных религиозных знаний идет и нужно делать акцент именно на специфику страны, отмечают эксперты. Высшие учебные заведения в Кыргызстане активно развиваются только последние 10 лет и пока нет научной базы для преподавания на достаточном уровне. 

Тем временем Кыргызстан намерен создать достойные условия для получения религиозного образования в стране. Узбекистан, Россия и Казахстан имеют свои религиозные учебные заведения. И Кыргызстан, по мнению чиновника, должен также иметь свою сильную систему религиозного образования, чтобы готовить духовенство и не зависеть от влияния зарубежных религиозных центров. 

«Мы сейчас разработали проект положения о порядке предоставления религиозного образования. Все стандарты подтягиваем, учебные планы рассматриваем, но оно еще не принято. Мы планируем таким образом усилить религиозное образование в части методики и качества преподавания», — говорит Чотаев.

Эксперты отмечают, что Кыргызстану необходимо повышать уровень образования в целом, начиная со школ. 

«Вредность здесь идет от того, что люди в Кыргызстане не могут получить хорошее базовое образование. То есть не умеют отделять, где идут культурные особенности, а где универсальная часть. Поэтому воспринимают ту локальную специфику, которая характерна для этой местности, как часть ислама», — говорит Асланова.

При этом она отмечает, что не стоит демонизировать всех, кто получает образование за рубежом в исламских вузах. Религиозное образование затрагивает не только ислам, но и другие конфессии.


Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: