Основаниями для возбуждения уголовных дел могут послужить даже теологические диспуты и распространение песен. В отсутствие потерпевших в основу практически всех обвинительных приговоров ложатся результаты экспертиз.
«Я так и не понял, за что меня судят. Что же будет с нашим поколением, если каждого, кто имеет музыку в соцсетях, станут сажать?» — задал вопрос в своем последнем слове на суде 33-летний алматинец Шухрат Кибиров.
19 января 2018 года в районном суде Алматы его осудили на 6 лет и 8 месяцев лишения свободы, вменив две статьи уголовного кодекса «возбуждение религиозной розни» и «пропаганда терроризма». Вся вина молодого мужчины заключалась в том, что он якобы еще в 2014 году перепостил на своей странице в социальной сети «Вконтакте» пять мусульманских песен – нашидов на арабском языке. Привлеченный государственный эксперт не нашел в текстах ничего, чтобы тянуло на «пропаганду терроризма». Поэтому в заключении указано стандартное «имеются признаки возбуждения религиозной розни». Свой вывод он подтвердил и на судебном заседания, однако это выступление исчезло из обязательной видеофиксации процесса. Адвокат подсудимого Галымжан Нурпеисов обратился к специалистам за переводом песен. Как оказалось, в них вообще нет религиозной пропаганды. Одна песня о родине, другая о матери. Разве что в одном произведении рассказывается о пророке Мухаммаде и его сподвижнике Умаре. Судья приобщил переводы к материалам дела и больше про них не вспоминал. После вынесения приговора прокуратура внесла протест – надзорному органу показалось, что Кибирову дали слишком маленький срок и попросил увеличить его до 11 лет. Судья отказал. Дело Шухрата Кибирова очень симптоматично для демонстрации того, как в Казахстане последние годы борются с проявлениями экстремизма и терроризма. По данным Комитета правовой статистики Генеральной прокуратуры, по двум статьям «возбуждение розни» и «пропаганда терроризма» за девять месяцев этого года было возбуждено 194 уголовных дела, из них 155 дело дошло до суда. Примерно те же пропорции были и год назад: из 352 дел до суда дошло 219. Оправдания по таким обвинениям — редкие исключения. Всего два-три случая в год. Большинство таких дел связаны с активностью последователей Ислама в социальных сетях. Гораздо реже возникают обвинения в возбуждении «национальной или социальной» розни. Таким образом ежегодно от 200 до 300 мусульман отправляются в тюрьмы за то, что сделали перепост или процитировали какое-то выступление, признанное впоследствии экстремистским или пропагандирующим терроризм. Все уголовные преследования инициируются силовыми органами и еще никогда не было жалоб от тех, кого такие материалы могут «обидеть» или «оскорбить». Для легализации преследования привлекаются государственные эксперты, выносящие нужные заключения. В таких случаях они стараются подстраховаться и указывают на наличие «признаков», что может трактоваться в любую сторону. Уровень знаний таких экспертов тоже вызывает сомнения, поскольку профессиональных религиоведов среди них нет.«У нас экспертиза стала использоваться в качестве дубинки. Дело не только в том, насколько у нас человек, являясь филологом, оценивает тексты и дает этим текстам неизбежные юридические оценки. Но он судит о содержании согласно филологических познаний, но не юридических – только они могут определить, в чем содержится состав преступления», — считает ведущий казахстанский правозащитник Евгений Жовтис.
В 2017 году на 4,5 года осудили жителя Щучинска (Акмолианская область), магистранта исламского университета Медины Саудовской Аравии Куаныша Башпаева. Ему вменили «возбуждение религиозной розни» за несколько лекций, выложенных в Youtube. В них он подвергал критике исламские течения «ашариты» и «матрудиты», представителей которых в Казахстане нет, и очень ограниченное число людей в стране знает об их существовании. Но еще до того, как его лекции были признаны запрещенными, а сам Башпаев оказался в заключении, еще несколько человек из этого региона поделились этими лекциями на своих страницах. За это к ответственности привлекли еще, как минимум, двоих жителей Щучинска – Дадаша Марженова и Галымжана Абилкаирова. Но в отличие от лектора за те же самые ролики им еще вменили «пропаганду терроризма», не затруднившись пояснить, в чем она заключается. Абилкаирова осудили 16 октября на семь лет и семь месяцев лишения свободы – его приговор на данный момент последний из ряда аналогичных судебных процессов, Марженова все еще судят. «Все дело в том, что такие споры возникают регулярно. Однако категорически недопустимо, чтобы в такие споры встревала полиция. Правда, сейчас у нас государство все больше позиционирует себя в основном как исламское, а не светское. И мы все больше скатываемся от светскости в теологию. Но вмешиваться в теологические споры — это вообще недопустимо. Одно дело, когда оскорбление. Но каждая религия считает, что другие религии ошибочны и это абсолютно естественно», — высказывается для CABAR.asia религиовед Артур Артемьев. Отсутствие логики и предельно низкий уровень знаний экспертов позволят привлекать к ответственности по «экстремистским» и «террористическим» статьям практически любого пользователя сети, поделившегося какими-то размышлениями на религиозную тему. В 2018 году возбудили дело в отношении последователя незапрещенного в Казахстане течения салафизм, жителя северо-казахстанского города Петропавловск Тимура Давлетова. Он неосторожно поделился видеороликами, в которых приверженцы салафизма высказываются против терроризма и жестко критикуют террористическую группировку ИГИЛ в Ираке и Сирии. В настоящее время Давлетов находится под арестом.«Эти замеры, на которых строится система формирования общественного мнения, может вести к манипулированию общественными настроениями. Госзаказ и подобные национальные программы контролируют общество», — убежден Галым Агелеуов, руководитель общественного фонда «Liberty».
Его опасения разделяет эксперт Международного центра журналистики MediaNet Игорь Братцев: «Все инициируемые сейчас Министерством информации и коммуникаций репрессивные законы, поправки, все они оправдываются именно благими намерениями. Массовый мониторинг обязательно подразумевает исследование информационного пространства по очень многим направлениям. А сейчас у нас тенденция – это репрессивное регулирование информационного пространства. И этот мониторинг, помимо прочего, носит превентивный характер, чтобы знать, как развивается информационное пространство. Я боюсь, что он будет направлен для принятия дальнейших репрессивных мер. А Министерство информации и коммуникаций давно уже не выполняет функций моста между обществом и государством и, по сути, является исполнителем каких-либо желаний государственных органов, прежде всего силовых».Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».