В тесном сотрудничестве с Центром Исламоведения при Президенте Республики Таджикистан, IWPR в Таджикистане провел три однодневных семинара-тренинга на тему: «Пути предотвращения радикализма в социальных сетях» для лидеров мусульманских общин в трех регионах страны.
Тренинги прошли в Курган-тюбинской и Кулябской группе районов, Хатлонской и Согдийской областях . Семинары прошли в Курган-тюбе — 3 мая, в Кулябе – 4 мая и в Худжанде – 11 мая. В общем в них приняли участие 75 имам хатибов соборных мечетей республики.
Основной целью проведения практических семинаров является улучшение навыков коммуникации духовных лиц традиционного для таджиков ханафитского мазхаба в интернете, в частности, обеспечить их присутствие в социальных сетях, с тем, чтобы научить их противостоять пропаганде так называемых «интернет-имамов», вербующих таджикскую молодежь в экстремистские и террористические организации, воюющие в Сирии, Ираке и других арабских странах, в частности к ИГИЛ (запрещена в Таджикистане).
Директор Центра Исламоведения при Президенте РТ, Файзулло Баротзода, выступивший модератором, открывая семинары, рассказал духовным лицам об истории возникновения радикальных исламских группировок на постсоветском пространстве, а также о борьбе традиционного ислама с радикализацией на примере Таджикистана. Он сообщил, что процессы проявления радикального ислама и причастности его к террористическим организациям, а также причины, толкающие граждан присоединяться к ним, тщательно изучаются возглавляемым им Центром.
В современном мире стремительно растет угроза распространения терроризма, этот процесс затронул все страны, в том числе, и Таджикистан. И, к сожалению, все это несправедливо связывают с Исламом — религией, не имеющей ничего общего с терроризмом, сказал Баротзода.
Докладчик напомнил имам хатибам, что на постсоветском пространстве, в частности, в странах Центральной Азии, распространились различные чуждые, религиозные течения и идеологии, нетрадиционные для этих стран, спровоцированные распадом Советского Союза. Обычно все они были радикальной направленности. Распад единой управленческой системы привел к политическому неспокойствию, росту безработицы и появлению бедности среди населения, а также снижению уровня и качества образования и воспитания среди молодежи. В Таджикистане это привело к гражданской войне.
Во многих странах набирает обороты политизация ислама, что считается одной из основных угроз в современном мире. Этот факт заставил правительства многих государств взять под жесткий контроль множество партий, движений и организаций, связанных с этим, и принять законодательство, запрещающее их деятельность на собственной территории.
В последнее время, радикально настроенные исламские организации используют религию только для достижения своих политических целей, как используют они и проблемы социально-экономического характера, бедность, отсутствие рабочих мест, плохое качество светского и религиозного образования среди населения, особенно среди молодежи, подчеркнул Баротзода.
Он обратил внимание присутсвующих на процессы, происходящие в арабских странах, отметив, что нестабильность в регионе, где расположено более 20 государств с населением в 336 миллионов, говорящих на одном языке, может существенно изменить политическое положение всего мира. Он провел параллели с одним из самых густонаселенных регионов стран Центральной Азии, Ферганской долиной, где использовавние любой из перечисленных выше причин заинтересованными лицами, может привести к росту радикализма на почве национальности и религии. Это в любой момент может привести к нестабильности сразу в трех странах — Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане.
Директор Центра Исламоведения отметил важность роли духовных лидеров в воспитании молодых мусульман. В частности, он отметил, что ханафитский мазхаб, к которому принадлежат мусульмане Таджикистана, является одним из самых миролюбивых и толерантных течений Ислама. В последнее время Ислам превратился в религию, которую несправедливо обвиняют в терроризме, в то время, как это дело рук людей, не имеющих никакого отношения в этой религии, отметил он и призвал имам хатибов активнее противостоять пропаганде новых нетрадиционных для Таджикистана течений для того, чтобы уберечь таджикскую молодежь от пагубного влияния экстремистких и террористических организаций.
Другой докладчик, Саидахмад Каландаров, видный ученый — религиовед и постоянный эксперт IWPR в Таджикистане, рассказал имам хатибам о том, как правильно следует отвечать на вызовы и неправильные трактовки так называемых «интернет –имамов», вербовщиков в социальных сетях.
Он отметил, что, то течение Ислама, которое исповедуют таджики – ханафитский мазхаб, одно из самых миролюбивых течений, которому следуют более 80% мусульман на земле. И нельзя позволять различным ангажированным и имеющим собственные нездоровые интересы и цели группам вводить в заблуждение таджикскую молодежь. Он призвал имам хатибов активнее использовать данные им Богом полномочия в воспитании людей.
В частности, Каландаров обратил их внимание на то, как вербовщики интерпретируют и трактуют стихи и аяты из священной книги для всех мусульман Корана и выдержки из Хадисов Пророка Мухаммада (с).
«Разве убийство мусульман мусульманами – это ислам?» — задавал вопрос Каландаров присутствующим муллам. — Разве Аллах разрешает убивать и разрушать дома мусульман? Разве правильно воровать и уносить имущество мусульман? А то, что мы видим сегодня, то, что происходит в арабских странах – там мусульмане, в основном, воюют против мусульман. Все, что там происходит — это очень далеко от ислама. Но, к сожалению, все эти зверства и неправедные деяния происходят с использованием этого слова. Сегодня во всем мире слово «Ислам» стало синонимом слова – «терроризм», — сказал он. Истинные мусульмане никогда не убивают людей, помня о том, что человеческая жизнь священна перед Аллахом. «Они не убивают душу [не посягают на жизнь других], которая свята пред Всевышним. (Св. Коран, 25:68)».
«Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. А вот кто оживит одну душу [спасет другого от смерти, предотвратит убийство; духовно или физически исцелит, вылечит], тот подобен оживившему все человечество! (Св. Коран, 5:32)».
Сегодня террористы, которые позиционируют себя истинными мусульманами, а всех остальных объявляют неверующими, берут на себя функцию Бога, обвиняя людей в неверности, тогда как в Священном Коране ясно сказано, что только Аллаху дозволено судить людей, сказал Каландаров. «Воистину, Аллаху лучше известно о тех, кто сошел с верного пути, и Он, как никто другой, знает о тех, кто идет по нему. (Св. Коран, 6:117).
«То, что происходит сейчас в арабских странах — это Фитна (смута), деяние, которое строго осуждается Аллахом. «Смута [когда человек ведом больше эмоциями и становится орудием в чужих руках, с криками о справедливости начинает уничтожать и разрушать, чему в истории множество примеров] хуже и пагубнее [по грешности], чем убийство» (Св. Коран, 2:191), — говорил он.
Каландаров привел еще множество аятов из Корана, подтверждающие то, что основная цель всей религии Ислам направлена на создание Совершенного человека.
Махрамбек Анварзод, научный сотрудник Центра Исламоведения при Президенте страны, рассказал о фундаментализме и идеях исламского халифата в социальных сетях и об их влиянии на формирование религиозного сознания молодежи в Таджикистане.
«Сегодня идеологи фундаментализма очень активно работают во всех мусульманских странах, убеждают молодёжь забыть свое прошлое, стереть из памяти всё, что связывает их с предыдущей жизнью – то есть культуру, среду общения, прежние ценности, включая свои имена, одежду и стиль жизни, и как можно больше проникать в истинный смысл исламских “ценностей” и впитать их в себя. Промывание мозгов настолько активное, что молодёжь становится радикальной и нетерпимой к собственным семейным традициям, отвергает национальную культуру и традиции. А сама вербовка оказалась эффективной потому, что современные технологии становятся инструментом распространения радикализма, а традиционный ислам не был готов к такой экспансии в регионе», — сказал он.
Для стран Центральной Азии и Китая исламский радикализм – реальная угроза, а значит, на эту уязвимую точку делается ставка. Использовать ислам как инструмент политического давления на мусульманские страны – это не новая практика. Рождение ваххабизма, салафизма, тахрир, ал-каиды, талибан, ИГИЛ и разного рода исламских партий и течений как раз является плодом данной политики. Исламский фундаментализм преподносится как единственная альтернатива на пути решения социальных проблем, попадая на благодатную почву внутренних проблем, превращаясь из мифических историй Халифата в реальные риски для стабильности светских государств Центральной Азии и пути их собственного развития. На самом деле идея социальной справедливости, равенства и стабильности, которую пропагандируют исламисты, примитивна и ложна, но противопоставить им другую идеологию невозможно, потому что она сегодня не разработана. Используя данное пространство, исламский фундаментализм в лице салафизма и тахрир всё глубже пускает корни в регион для дестабилизации ситуации, — говорил эксперт.
Он призвал всех домулло изучать новые технологии и активнее противостоять мощной пропаганде в социальных сетях. «Мы уступаем им по многим параметрам, особенно в том, что касается современных технологий в интернете и в социальных сетях. У всех у вас есть современные телефоны, смартфоны, научиться их использовать не так уж сложно. Чем больше грамотных духовных лиц, имеющих полноценное религиозное образование традиционного для таджиков ханафитского мазхаба, будет присутсвовать в интернете, тем меньше нашей молодежи будет погибать за чужие идеи в Сирии и Ираке и других странах”, — сказал Анварзод.
Тренер IWPR, Лола Олимова, провела практические сессии, показав имам хатибам, какие социальные сети используют вербовщики для привлечения новых сторонников в интернете.
Следует отметить, что все присутствующие на этих семинарах лидеры исламских общин, имам хатибы соборных мечетей из трех областей Таджикистана, выражали свое согласие с приводимыми доводами и с большим интересом слушали всех выступающих. Они говорили о том, что в своих проповедях в мечетях большинство из них постоянно объясняют своим прихожанам опасность вовлечения молодежи в экстремистские группировки и недопустимость этого. Однако их аудитория – это в основном, взрослые мужчины, к сожалению, молодежь, которая уходит воевать в Сирию и Ирак, это те люди, которые не получали достаточных знаний, поскольку в Таджикистане закон запрещает детям до 18 лет и женщинам посещать мечети.
«Это, как палка о двух концах», — сказал имам хатиб Пянджского района Хатлонской области, Саидов А. — С одной стороны, государство стремится ограничить присутствие молодежи в мечетях, а с другой стороны, они получают недостающие им знания в тех местах, где никто не может их контролировать. Надо что-то делать с этим».
Имам хатибы говорили о трудностях, с которыми они сталкиваются при использовании интернет–технологий. В частности, имам хатибы из Курган-тюбинской группы районов Хатлонской области просили организовать им курсы по обучению работы в интернете и в социальных сетях. «Мы бы с удовольствием расширили свою аудиторию, однако многие из нас, особенно, люди более старшего возраста, не умеют работать с компьютерами и в интернете. Кроме того, есть множество ограничений, мы не знаем на какие сайты можно заходить, а какие запрещены законом. Мы были бы очень благодарны, если бы кто-либо научил нас, как правильно работать в интернете», — сказал имам хатиб из Шаартузского района, Наимов А.
Имам хатиб главной соборной мечети города Куляб, домулло Хайдар Шарипов, выразил благодарность за подобный семинар и сказал, что такие встречи необходимо проводить на постоянной основе для всех духовных лиц, в каждом регионе. Ведь помимо имам хатибов соборных мечетей, в каждом районе имеются не менее полусотни мулл пятикратных мечетей.
IWPR планирует проведение еще двух подобных семинаров-тренингов для 40 имам хатибов столицы и районов республиканского подчинения.
Мероприятия проходят в рамках проекта “Повышение потенциала общества в борьбе с радикализмом”, реализуемого IWPR в Таджикистане.