«Отличительная черта кыргызов в прошлом – это толерантность, отсутствие фанатизма. Эта черта была присуща многим кочевникам Центральной Азии – монголам, тюркам, кыргызам, казахам и т.д. Однако сейчас я вижу, что кыргызы начинают утрачивать это качество. С распространением радикальных форм ислама пришел религиозный фанатизм, что не свойственно для нас», — отметил в интервью для CABAR.asia Зайнидин Курманов, д.и.н., профессор, экс-спикер Жогорку Кенеша.
Эксперт сказал, что сегодня в мире, в Кыргызстане в том числе, набирает популярность лозунг – «Ислам – ключ к решению всех проблем» — как альтернатива неэффективным светским режимам. Однако мало кто из исламских государств, кроме нефтедобывающих стран Персидского залива, могут похвастать экономическими успехами.В то же время, чтобы убежденные в этой идее мусульмане не установили в светских странах исламскую форму правления, необходимо эффективно и плодотворно работать над решениями экономических и других социальных проблем. Показать и доказать, что при светской форме правления возможно комфортное и благополучное сосуществование нации с разной религиозной или нерелигиозной идентичностью.
Подробнее на эту тему: Круглый стол IWPR «Исламский фактор накануне парламентских выборов» — краткая информация, стенограмма и аудиозапись дискуссии.
CABAR.asia: Противоречит ли Конституции, если предвыборная кампания партий будет построена, в том числе и на религиозных предпочтениях электората?
Зайнидин Курманов: Нет, не противоречит. Свобода вероисповедания является одним из фундаментальных человеческих прав. А конституция Кыргызстана написана в рамках европейской традиции. Правда, некоторых может дезориентировать то, что КР является светской республикой и что здесь запрещено создавать партии по религиозным основаниям.
«Отделение религии от государства» – это большевистская, атеистическая норма. Европейская концепция светскости понимается и предполагает отделение церкви (религиозных организаций) от государства и допускает религиозную агитацию или контрагитацию, что мы видим, например, повсеместно в странах ЕС, где националистические и партии, и радикалы активно разыгрывают в своих интересах исламофобскую политическую карту.
Для нас, бывших атеистов, это выглядит как-то непривычно. Но надо обратить внимание, что в стране идет быстрый процесс исламизации, протестантизации, развиваются другие религиозные культы, активны сектанты. Бывших атеистов в массовом порядке растаскивают по конфессиональным квартирам. И это надо воспринимать как данность, ибо религия, их институты в истории и политике человечества играли и будут играть огромную роль. В Кыргызстане религия сейчас возвращается на свое место. И задача государства – не допустить ее радикальных форм. С другой стороны, не следует забывать, что исламизация является ответом на глобализацию, вестернизацию, чтобы сохранить свою национальную идентичность. У нас национальный антиглобализм проявляется еще и в форме архаизации.
CABAR.asia: Насколько будет законно, если в парламенте появятся депутаты, продвигающие интересы только мусульман?
Зайнидин Курманов: Они уже есть, и религиозность депутата – это его личная проблема, его совести. Законным является все то, что не запрещено законом. Поэтому допускаю мысль, что скоро такие депутаты могут появиться в большем количестве, чем сейчас. В парламенте построили уже две намазканы, т.к. первая уже не вмещала всех желающих. В пятницу отменены заседания парламента, т.к. невозможно собрать кворум из-за того, что депутаты едут на пятничный молебен. Вполне возможно, что такие депутаты будут работать вполне легально в рамках своих фракций или создадут группу «Мусульмане Кыргызстана» по примеру того, что была «мусульманская фракция» в Государственной думе Российской империи в 1912-1918 гг. И надо еще констатировать, что впервые в истории КР появился президент, который открыто идентифицирует себя с исламом, строит мечети и совершает намаз. Это подстегнет исламизацию страны.
Мы также видим, что в мусульманских странах набирает силу лозунг — «Ислам есть решение» — лозунг, пропагандирующий ислам как идеологию и образ жизни, шариатское правление. Это движение рассматривают как серьезную альтернативу разгулу коррупции, бедности, разграблению природных богатств, падению нравов и морали, которые демонстрируют светские власти во многих странах, в т.ч. и КР. Однако, этот лозунг тоже не идеален. Если взять мусульманские страны, за исключением нефтедобывающих стран, то экономический прорыв совершили лишь две – Турция (17 место в мире) и Малайзия (30 место).
CABAR.asia: Где грань между светскостью государства и его обязанностью создавать благоприятные условия проживания, в том числе и мусульманской части населения? Если интересы мусульман будут активно продвигаться в парламенте, приведет ли это к напряженности среди общества, т.к. будут ущемляться права других конфессиональных групп.
Зайнидин Курманов:Границы, грань светского государства установить нетрудно. Есть общие методики, позволяющие решить эту задачу. Под светским понимается государство, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, нерелигиозных норм, а решения государственных органов не имеют религиозного основы. Но принимая во внимание, что многие религиозные ценности стали общими, эту грань кажется трудно установить.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.
Законодательство светского государства может соответствовать религиозным нормам. Но «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается медико-биологической целесообразностью, а не религиозной.
Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.
Например, большинство мусульманскихстран не отвечают критериям светскости, т.к. в конституции большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В последние годы произошёл отход от светского государства в Малайзии (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например,Турция и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и т.д). Не полностью религия отделена от государства и вИзраиле.
Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.
Нарушение принципов «светскости» в пользу мусульман может, конечно, может в будущем вызвать недовольство той части общества, которые исповедуют другие религии (православие, протестантство и др.). Депутатов- немусульман в Жогорку Кенеше мало, поэтому их и не слышно. Для восстановления баланса надо было открыть и молельню для христиан. Но строить их надо за счет церквей, а не Жогорку Кенеша. Иначе будет нарушен принцип светскости.
CABAR.asia: К чему приводит «заигрывание» с исламом в политике в других странах?
Зайнидин Курманов: «Заигрывание» ни к чему хорошему не приводит. Само слово свидетельствует о несерьезном отношении к чему-либо, религии, великим державам, странам «третьего мира», Каддафи или Саддаму и т.д. Делается это для того, чтобы показать всем, что у «заигрывателя» есть все необходимое, показать свою силу и влияние. Но на деле это не так. Все надо делать основательно и серьезно, на долгое время, а не заигрывать.
Сейчас партии КР тоже заигрывают с электоратом, с мусульманами, с Россией, Евросоюзом, арабскими державами Персидского залива, представителями иных национальностей, жертвами апрельской революции и т.д. Недавно приняли решение об освобождении от долгов Духовное управление мусульман. Это и есть факт прямого политического заигрывание и признание ислама как растущей политической силы. Наверное, в надежде, что оно поможет с поддержкой. Может быть поэтому в КР шутят, что третья революция будет исламской. Продукты заигрывания с исламом – Аль-Каида, Талибан, ИГИЛ и др.
CABAR.asia: Насколько возможно создать такое условие при светском правлении, при котором комфортно будет всем религиозным общинам?
Зайнидин Курманов: Опыт Турции и других светских стран с мусульманским населением показывает, что можно и нужно стремиться к этому. Как это сделать – твердо соблюдать те принципы, о которых было сказано выше. Отличительная черта кыргызов в прошлом – это толерантность, отсутствие фанатизма. Эта черта была присуща многим кочевникам ЦА – монголам, тюркам, кыргызам, казахам и т.д. Однако сейчас я вижу, что кыргызы начинает утрачивать это качество, с распространением радикальных форм ислама пришел религиозный фанатизм, что не свойственно для нас. Доказательство – кыргызы за свою историю перепробовали практически все виды религий – шаманизм, тенгрианство, христианство, буддизм, ислам, были атеистами. Перепробовали многие виды хозяйствования – были кочевниками гор и степей, жителями лесов, полуземледельцами и земледельцами. Быть разнообразным требовали условия того времени, чтобы выжить и сохранить идентичность. Мы сейчас снова стали оседлым народом. Они склонны к религиозному фанатизму.
CABAR.asia: Что должно cделать государство, если мусульмане выходят за рамки оговоренного законами и требуют больших прав, оправдываясь обязательствами государства по созданию необходимых условий для комфортного проживания? С другой стороны – к чему могут привезти радикальные шаги государства против требований мусульман?
Зайнидин Курманов: С проникновением «радикального» ислама требования будут расти под разными предлогами вплоть до объявления джихада и вхождения в состав исламского халифата. Наши граждане уже воюют за халифат в Сирии и Ираке, набираются опыта. Чтобы нивелировать их, перевести их в лояльное русло, нужны реальные экономические успехи в развитии страны, в социальной политике, в культуре, образовании, науке, духовных и морально-нравственных устоях, в восстановлении справедливого правления, верховенстве закона, сокращении коррупции и т.д. Нужно доказать, что светская форма правления тоже может быть справедливой и гуманной, а не трепаться о реформах.
CABAR.asia: Как соблюсти баланс, или баланс изначально невозможен в КР, если большинство – мусульмане?
Зайнидин Курманов: Баланс сохранить будет трудно, если взять за пример ту же самую Турцию или Малайзию, где наблюдаются такие поползновения. Там тоже политическая система кренится в зависимости от обстоятельств. Тем более с нашим большевистским мировоззрением, не склонным к компромиссам. Необходимо, чтобы представители других конфессий полноправно участвовали в управлении государством, в общественно-политических делах, а не были бутафорией, как это выпукло проявляется в их поведении в ЖК. Они боятся занять более активную гражданскую позицию, боясь быть обвиненными в великодержавном шовинизме или не попасть в следующие партийные списки, т.к. не являются авторитетными игроками на политическом поле, с которыми следует считаться, т.е. заигрывают.