© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

Айгерим Темирбаева о том, что происходит с суфизмом в Казахстане

Город Туркестан в Казахстане стал местом притяжения мусульман благодаря философу, проповеднику и поэту-суфию Ходжа Ясави. Над усыпальницей этого святого по приказу Амира Тимура был воздвигнут мавзолей. Именно туда до сих приходят на поклонение мусульмане не только из Казахстана, но и со всего мира.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Фото: skyway.kz

Какую роль суфизм играет для современных мусульман Казахстана, для CABAR.asia рассказала Айгерим Темирбаева, религиовед, исследовательница суфизма в Казахстане. Ее докторская диссертация и научные публикации о суфизме основаны в том числе на полевых исследованиях суфийских групп в Казахстане и Турции. 

 CABAR.asia: Давайте начнем с определения – что такое суфизм? В чем его главное отличие от других направлений ислама? 

Айгерим Темирбаева. Фото: religions-congress.org

Айгерим Темирбаева: В науке существует множество точек зрения о том, что такое суфизм. Еще в XIV веке Ибн Халдун, арабский философ, писал, что суфизм – это одна из шариатских наук, возникших после смерти пророка Мухаммеда. Принято считать, что стержнем суфизма является упорство в поклонении, обращенность к Аллаху, оторванность от мирских соблазнов и отказ от всего, за чем гонится большинство людей – от власти, богатства, наслаждений. Западные ученые характеризовали суфизм как мистико-аскетическое движение в исламе. 

Главное отличие суфизма от других направлений ислама – это призыв к духовному совершенствованию, очищению через различные духовные практики. 

Суфизм в современности предстает как набор понятных и ценных для приверженцев жизненных, ментально-психологических ориентиров, установок и практик, которые определяют поведение и жизненный путь в целом.  

Как суфизм проник на территорию современного Казахстана? 

В XI-XII веках суфизм распространился в Мавераннахре, это южные районы современного Казахстана. На казахской земле суфизм получил распространение благодаря влиянию арабо-персидской культуры и восточной поэзии.  

В Х-ХII веках Туркестанский регион, южная часть которого входила в Мавераннахр, дал плоды на уровне мировой культуры. Особое место здесь занимает суфийское учение Ходжи Ахмета Ясави, которое дало толчок тюркскому духовному развитию на последующие столетия. Ясави посредством своего труда «Диван-и Хикмет» (цикл стихов религиозно-философского содержания – Прим. ред.) вместе со своими последователями осуществлял ненасильственную исламизацию населения региона. 

На ваш взгляд, почему суфизм смог удержаться на местной почве? 

В Казахстане суфизм сохранился благодаря адаптивности самого учения, его последователям и культовым сооружениям (мечети, мавзолеи). При этом казахстанские ученые отмечают, что тарикат (суфийская община) Ясави фактически утрачен. Среди исследователей суфизма нет единого мнения относительно категоризации действующих суфийских групп в Казахстане. Но известно, что некоторые из групп осуществляют практику «зикра» (многократное произнесение молитвы вслух) ясавийской суфийской школы. 

Как сейчас развивается суфизма в Казахстане? 

В первые годы независимости в нашей стране возникли суфийские группы под руководством проповедников – этнических казахов, приехавших из других стран. Духовный вакуум и повышенный спрос на возрождение духовных традиций способствовал росту количества суфийских сообществ по всей стране. В последние годы можно отметить увеличение количества суфийских групп в стране. Большинство из них легитимизируют свою деятельность через иностранных шейхов либо суфиев в своем роду.  

Какую роль играют эти группы в наше время? 

Суфизм в духовном и социальном ландшафте страны имеет важное значение, о чем уже дважды было сказано на Национальном курултае в 2023 и 2024 годах руководством страны. ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана) также издает книги по суфизму, организовывает конференции, публикует статьи о суфизме. Кроме того, мавзолей Ясави в Туркестане продолжает собирать паломников не только из Казахстана, но также из ближнего и дальнего зарубежья.  

Некоторые суфийские группы занимаются благотворительностью и оказывают поддержку социально-уязвимым слоям населения Казахстана. Служение обществу находит свое выражение также в таких инициативах, как поддержка талантливой молодежи, начинающих предпринимателей. Данный вектор демонстрирует стремление преодолеть разрыв между мирскими заботами и духовными идеалами.  

Важно отметить, что отдельные суфийские общины, присутствующие в Казахстане, являются частью транснациональных структур, в связи с чем обладают широким спектром ресурсов. 

Какие есть проблемы и вызовы перед суфизмом в Казахстане сегодня? 

В разных регионах страны к ним не одинаковое отношение со стороны государственных органов и населения. 

В большинстве регионов Казахстана систематически проводится мониторинг деятельности суфийских сообществ. За годы независимости были случаи, когда представители суфизма привлекались к ответственности за нарушение законодательства, что имело резонанс и дальнейшее настороженное отношение со стороны общества. Но, несмотря на подобные перипетии, суфизм все еще актуален для части верующих. 

С точки зрения самих последователей учения, у большинства суфийских групп нет особых проблем: они собираются, проводят свои ритуалы. 

Ключевым вызовом, вероятно, является угроза политизации и использования последователей суфизма для негативных целей. 

 Происходит ли адаптация суфийских практик к современным реалиям? 

Исторически суфизм доказал свою адаптивность и гибкость. Сейчас суфийские лидеры приспосабливают суфийские принципы для современных последователей, в том числе синтезируются с другими практиками. 

Почему так происходит? Современный человек пытается удовлетворить свои потребности лучшими товарами, а в духовной жизни верующий стремится познать множество истин, изучая разные религии, философские мировоззрения. Верующий находится в поиске более глубокой духовности вне формальностей религиозной практики. 

Также суфии используют новые технологии. Широкий спектр социальных сетей, прямых трансляций, видео- и аудиоподкастов, онлайн-курсов стали неотъемлемой частью повседневности современных суфиев, помогая им обмениваться идеями и развивать глобальную суфийскую сеть. 

Насколько последователи суфизма способствуют межрелигиозному диалогу?  

Суфизм неоднороден, и в Казахстане представлен группами, которые следуют разным традициям; действуют как закрытые, так и открытые сообщества. Можно отметить, что представительства некоторых зарубежных суфийских групп более активны в продвижении межрелигиозного диалога. 

На мировом уровне современный суфизм имеет более инклюзивные тенденции, черпая вдохновение в разных мистических традициях, философиях, духовных, энергетических, медитативных практиках, которые могут выходить за рамки ислама (индуизм, буддизм, христианство и другие). За счет этого устанавливается межрелигиозный диалог, появляются межрелигиозные суфийские комьюнити, где последователи собираются вместе в поиске общих духовных идеалов, артикулируя к миру, взаимопониманию и толерантности. 

К слову, участников этих комьюнити, помимо религиозных принципов, объединяет широкий спектр социальных и экономических связей: построение общего бизнеса, развитие предпринимательских сетей и прочее. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: