© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

Экспертная встреча: «Культура проведения публичных акций в странах Центральной Азии: что изменилось за 30 лет?»

Очередная аналитическая дискуссия на платформе CABAR.asia. была посвящена проблемам реализации такого конституционного права, как свобода выражения мнений и проведения публичных акций в странах Центральной Азии.

Скриншот c Zoom конференции CABAR.asia

 

 Формально Конституции каждой страны Центральной Азии гарантируют свободу выражения мнений, слова и информации. Одним из инструментов реализации этих прав является право на проведение публичных акций, мирных митингов, шествий, пикетов и манифестаций. Однако легко ли можно реализовать это право на деле? Что изменилось в культуре проведения подобных акций в странах Центральной Азии? Какова динамика восприятия подобных мероприятий со стороны властей? Насколько эволюционировали и проведение митингов, и отношение к митингам со стороны граждан, активистов и гражданского общества, а также со стороны властей?

На эти и другие проблемы обсудили эксперты из четырёх стран Центрально-азиатского региона имеющие опыт участия в митингах и других публичных акциях.

Из Казахстана, это был Роман Реймер– соучредитель Общественного Фонда «Еркіндік қанаты», юрист практик. Из Кыргызстана — Гулшайыр Абдирасулова: исполнительный директор правозащитной организации «Кылым шамы», эксперт по правовым вопросам, соавтор главы Конституции Кыргызстана «Права и свободы человека и гражданина». Из Таджикистана — Рачаби Мирзо, медиа -эксперт, журналист аналитик, гражданский активист, непосредственный свидетель и участник публичных акций, пострадавший от реакции властей на проведение митинга. И из Узбекистана в дискуссии принял участие Тимур Исмаилов. гражданский активист, инициатор проведения шествия «Бессмертный полк» в Узбекистане. Из-за трудностей, возникших в организации мирного шествия, с 2017 года активно изучает правовую сторону данного вопроса в Узбекистане.

Ситуация в Казахстане: граждане демонстрируют высокую культуру проведения митингов

В Казахстане с 2020 года действует новый закон, о мирных собраниях, который был инициирован вторым президентом страны, Токаевым. Несмотря на то, власти считают этот закон прогрессивным и хорошим, тем не менее «он содержит в себе все те негативные родовые пятна, которые были в законе 95 года», считает Роман Реймер.

Роман Реймер. Фото из личного архива
Роман Реймер. Фото из личного архива

«Несмотря на то, что он новый, в первую очередь у нас всё ещё сохраняется де-факто разрешительная процедура, а не уведомительная. Второе — наши граждане имеют право выходить на мирные собрания только в тех зонах городов, которые предусмотрены соответствующим законом. Более того, существует огромная проблема с тем, что у государственных органов, которые разрешают мирные собрания, существует колоссальное трактовка того, на основании чего можно либо отказать в проведении мирного собрания, либо в процессе его ограничить, либо уже прекратить его на любой стадии образования», — сказал Реймер.

«Данный Закон о мирных собраниях не соответствует стандартам, не соответствует национальным законам, в том числе конституции Республики Казахстан, в которой чётко написано о том, что каждый человек имеет право мирно, без оружия, собираться на улицах городов и других населенных пунктов», — озвучил казахстанский эксперт позиция правозащитников своей страны.

По словам Романа Реймера, в Казахстане, за все годы независимости, никогда не прекращались мирные акции, и со стороны митингующих никогда не допускались нарушения закона. А если и были, то совершали их не они.  

«Любое нарушение закона, либо провокации, они так или иначе были инспирированы либо самими представителями местной, исполнительной власти, либо это были силовые структуры, либо это были люди, которые были внедрены в ряды мирных демонстрантов каким-то образом изнутри или извне для того, чтобы проводить какого –либо рода провокации», — сказал Роман Реймер.

Что касается самих граждан Казахстана, то в стране сформирована достаточно высокий уровень культуры проведения мирных акций. 

«Люди могут мирно, без оружия собираться. Они действуют в рамках логики закона… Они действуют в рамках логики всех тех дополнительных национальных и международных нормативно-правовых актов, не нарушают правопорядок, не мешают движению. Делают все возможное, чтобы мирное собрание прошло мирно, открыто, чтобы те требования, которые люди заявляют, были услышаны теми, в отношении которых они были заявлены. Даже после себя, на тех мирных собраниях, на которых я был в последнее время, люди мусор убирают», — сказал он.

Ситуация в Кыргызстане: культура проведения митингов растет, но власти видят в них угрозу

Действующая Конституция Кыргызстана позволяет и гарантирует каждому беспрепятственного собираться, проводить публичные мероприятия и доводить до органов власти свои проблемы, поднимаемые вопросы или высказывать свое мнение. Но к такому беспрепятственному праву Кыргызстан шёл очень долгим и тяжёлым путём, подчеркнула Гулшайыр Абдирасулова.

Гулшайыр Абдирасулова. Фото из личного архива
Гулшайыр Абдирасулова. Фото из личного архива

«До 2012 года, в КР не было культуры проведения мирных митингов и их правового регулирования. Власти всегда рассматривали любые мирные собрания как угрозу, поэтому основным местом их проведения был ипподром или сквер. А люди хотели быть услышанными именно теми лицами, которые принимали решение или могли решить проблему. В результате это все накапливалось и переходило в конфликт. Но не потому, что люди изначально были настроены на конфликт и погромы, а потому, что власти постоянно видели в них угрозу и не умели вести конструктивный диалог с митингующими, а иногда даже провоцировали людей, организовывая против них контр собрания и внедряя провокаторов», — рассказала Абдирасулова. 

На сегодняшний день положения Конституции и Закона «О мирных собраниях» всецело отражают принцип презумпции в пользу проведения собрания, и не требует какого-либо разрешения на проведение собрания, подача уведомления является правом каждого.  Главным требованием к собраниям является «мирный» характер, то есть: 1) не быть насильственным, 2) не быть вооруженным, 3) не преследовать противоправные цели. Участие в собрании должно быть добровольным.

И практика показывает, что с принятием действующего закона, люди начали применять его положения. С 2012 года можно смело говорить, что граждане КР стали больше использовать ненасильственные формы выражения мнения и уважительно относится к праву на проведение мирных собраний.

Например, результаты мониторинга мирных собраний за 2021 год, показывают, что организаторы стали чаще пользоваться правом подачи уведомления о предстоящем собрании чем в 2020 году, отметила Гулшайыр Абдирасулова.

«Однако, последние тенденции март-апреля месяцев 2022 года показывают, что власти снова видят угрозу мирных собраниях и его участниках, отправляют проводить собрания в места, где никто не увидит и не услышит. Бывают случаи, когда имеют место быть провокации. И несмотря на то, что этот вопрос также регулируется законом о мирных собраниях, который всецело предоставляет органам власти, в лице милиции, полномочия по выявлению таких лиц и применению к ним законных действий без прекращения мирного собрания, органы милиции совершенно бездействуют в таких случаях», — сказала она.

Таджикистан – «табу» на проведение публичных акций

Раджаби Мирзо. Фото CABAR.asia
Раджаби Мирзо. Фото CABAR.asia

30 лет назад, в марте-апреле 92-го года Таджикистан, особенно Душанбе называли страной демократии, где почти каждую неделю проводились разные митинги с политическими и другими требованиями. Однако после того, как те митинги привели к гражданской войне, в Таджикистане существует негласное «табу» на проведение любых, даже мирных акций, сказал Раджаби Мирзо.

Несмотря на то, что власти в любых собраниях граждан видят угрозу, до 2012 года в Душанбе все же проходили протестные акции, однако ни одна из них не носила  политический характер, отметил медиа эксперт. После 2012 года в Душанбе никаких крупных акций не наблюдалось.

Последний митинг в Душанбе был сентябре 2012 года, когда был пожар на самом крупном рынке Таджикистана, «Корвон», тогда на улицу вышли торговцы, которые требовали послаблений от властей в оплате кредитов и налогов.

«Были ещё были какие-то мелкие собрания, но все они не содержали более политических требований», — сказал таджикский эксперт.

Раджаби Мирзо рассказал о своем опыте участия в митингах и реакции на нее правоохранительных органов.

«В 2006 году, когда мы провели пикет около министерства юстиции, и потом нас задержали на 15 суток, хотя это было незаконно. В том плане, в законе о собраниях митингах, демонстрациях не было в таджикском варианте, такого понятия, как пикет, чтобы получать, например, разрешение от властей. Но в русском варианте, это было, что и было использовано против нас», — рассказал Раджаби Мирзо.

Сейчас власти страны жестко контролируют проведение публичных акций в Таджикистане и активно противодействуют им. Об этом свидетельствуют прошлогодние протесты в Горно-Бадахшанской Автономной области.

«И мы видим что, люди которые участвовали в митингах, им тоже сейчас нелегко. Часть из них были задержаны, некоторые убиты. И вот такой формат реакции властей. Очень плохо, когда нет диалога между властями и населением», — сказал Раджаби Мирзо.

Узбекистан: Казусы в законодательстве по проведению мирных публичных акций

Узбекистан, единственная страна в Центральной Азии, где с 1988 года не был принят новый порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, сообщил Тимур Исмаилов.

В Узбекистане право на собрания, митинги, шествия, демонстрации гарантированно 33 статьей Конституции. Кроме того, Узбекистан присоединился в 1995 году к Международному пакту о гражданских и политических правах, в котором сказано, что право на собрание не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются законом и которые необходимы в целях безопасности.

Однако Исмаилов с 2018 года начал организацию акции «Бессмертный полк» к 9 мая и выяснил множество юридических казусов по этому поводу.

 «Ну если что-то организовывать, надо сделать законно. И в законодательстве выяснилось, какого-то определенного порядка нет. Но в Кодексе об административной ответственности, в Уголовном кодексе есть наказание за нарушение не существующего порядка собраний, митингов уличных шествий, демонстраций. Вот как это объяснить?», — задается вопросом Исмаилов.

Тимур Исмаилов. Фото с Zoom - конференции CABAR.asia
Тимур Исмаилов. Фото с Zoom — конференции CABAR.asia

«То есть, получается, раз ограничения нет, делай что хочешь? Но это как бы приводит к анархии. В моей работе выяснилось, в Узбекистане есть два документа, нормативно-правовых актов 1992 года, по которым всё советское законодательство, которое не было заменено на новое и которое не противоречат Конституции Узбекистана, продолжает действовать. Причём, как законы СССР, так и подзаконные акты» — сообщил Тимур Исмаилов.

Он отметил, что в Узбекистане до 2019 года действовало 160 ведомственных нормативно-правовых актов времен СССР, принятых министерствами и ведомствами, комитетами, самый старый действует с 1954 года. Их действия выводились отдельными постановлениями Президента или Кабинетом министров страны.

«На основании этого у нас продолжает действовать советский порядок 1988 года, но не весь, а в части не противоречащей Конституции. И нами было получено в том году соответствующие разъяснительное письмо, то есть это не толкование закона, а просто разъяснение Конституционного суда Республики Узбекистан. Хорошо. Возникает вопрос.   А надо ли с кем-то согласовывать своё шествие или собрание, или что-то ещё или нет?», — сказал Исмаилов.

По его словам, проблема заключается еще и в том, что любую активность граждан, даже такую мирную акцию памяти погибших во Второй мировой войне, анахронически воспринимают, как в бывшем СССР, как протестный митинг.

По старому закону это было необходимо согласовывать с исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Это был органы местной власти. 

«Но возникает вопрос. Сейчас мы живём в Узбекистане. Кто у нас правопреемник исполкома или, кто может им являться? В законодательстве таких норм нет», — продолжил Исмаилов.

Он рассказал, что в прошлом году работа по согласованию Бессмертного полка ввелась через администрацию, хокимият города Ташкента. Ну к сожалению, какого-либо желания или хотя бы стремление изучить обращение граждан хокимият Ташкента не проявил.

Заключение

Эксперты также обсудили влияние социальных сетей на свободу выражения мнений, отметив, что в целом, социальные сети стали хорошей площадкой для этого. В Таджикистане, например, люди видят в социальных сетях единственную трибуну, где можно высказать свое мнение и найти единомышленников. 

Тем не менее, в социальных сетях появилось много ложной информации, распространяется дезинформация, разжигание вражды и подстрекательстве к насилию. И это вызывает тревогу. 

«Культура проведения мирных собраний формируется за счет культуры диалога между гражданами и органами власти. А когда этого диалога нет, и когда органы власти боятся диалога и делают все возможное для того, что не слышать людей, то и граждане постепенно начинают использовать другие менее ненасильственные методы и формы доведения до властей своих требований», — сказала Гулшайыр Абдирасулова.

Полную версию экспертной встречи можно посмотреть здесь:

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: