© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

«Корё сарам». Как живет корейская община в Таджикистане

Община советских корейцев – «корё сарам», насчитывала в 90-е годы прошлого века порядка 14 тысяч человек. Сейчас же численность корейцев колеблется в пределах одной тысячи человек. CABAR.asia повествует об их жизни в Таджикистане.


Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!


История появления корейцев в Таджикистане уходит в 50-е прошлого века, когда они переселились сюда из Узбекистана и Казахстана. В эти страны Центральной Азии корейцы попали в 1937 году, когда были депортированы из Дальнего Востока.

Виктор Ким. Фото: CABAR.asia
Виктор Ким. Фото: CABAR.asia

По словам председателя Ассоциации советских корейцев Таджикистана Виктора Кима, это было сделано после ухудшения отношений с Японией, под предлогом того, чтобы японская разведка не использовала корейскую часть населения в своих целях. В результате 172 тысячи корейцев были в срочном порядке депортированы из Дальнего Востока.

В основном, переселенцы попали в  Казахстан и Узбекистан. Условия переезда были очень трудными, не выдержав суровых условий часть людей погибла в степи. Корейцы стали обживаться в этих двух республиках и вплоть до 1954 года не имели права покидать новое место жительства.

«После смерти Сталина этот запрет был снят и в конце 50-х — начале 60-х годов, в поисках лучшей доли корейцы начали переезжать в другие республики. Так, одна их часть попала в Таджикистан», — рассказывает Виктор Ким.

Тхя Дюн Ли (справа в первом ряду) на празднике в политехническом институте. Фото из личного архива Игоря Ли
Тхя Дюн Ли (справа в первом ряду) на празднике в политехническом институте. Фото из личного архива Игоря Ли

Хотя в корейской диаспоре есть и те, кто приехал сюда до массового переселения. Это были выпускники центральных вузов, молодые специалисты, прибывшие сюда в основном из Москвы и Ленинграда. Они внесли вклад в развитие практически всех отраслей народного хозяйства, медицины, науки и образования.

Один из них – Тхя Дюн Ли, которого в советское время «окрестили» по-русски Романом Александровичем, стоял у истоков Таджикского технического университета (ТТУ).  Его сын – Игорь Ли также внес огромный вклад в воспитание научно-технических кадров Таджикистана. По словам преподавателей ТТУ, во многом благодаря Игорю Ли, еще в конце 70-х в политехническом Университете Таджикистана был основан новый факультет – автоматизированные системы управления (АСУ), который подготовил целую плеяду технарей. Этот факультет был единственным в Центральной Азии.

Игорь Ли. Фото: CABAR.asia
Игорь Ли. Фото: CABAR.asia

Среди других известных  представителей корейской диаспоры — Наталья Хван – главный врач Республиканского роддома; Александр Пак — начальник Душанбинской горэлектросети, Николай Ли — начальник следственного управления Генеральной прокуратуры, его брат Тайсун Ли – директор завода «Таджикгидроагрегат», Владимир Шин – председатель комитета по стандартизации, Нина Пак – основатель и главный редактор одной из первых частных газет «Бизнес и Политика».

В начале 60-х прошлого века в Фархорском районе Таджикистана первые переселенцы — корейцы создали рисоводческое хозяйство «Сурхоб». Его председатель Петр Григорьевич Ким впервые в республике применил технологию двух урожаев — осенью сажал озимую пшеницу, ранней весной убирал ее и тут же сеял рис. Он же стал и первым рисоводом в Таджикистане.  Примеру корейцев последовали и местные полеводы.

А корейцы, чтобы встать на ноги, продолжали неустанно работать – вахтовым методом, который называется по-корейски «кобончжи», они выезжали семьями на полевые работы по выращиванию лука и бахчевых культур в другие республики Советского Союза и, продав урожай, возвращались обратно домой. По сути дела, они оказались своего рода проводниками рыночной экономики в условиях советского социализма.

Сейчас в поселке Фархор проживает единственная кореянка, 65-летняя Лариса Пак, которая вышла замуж за узбека и приняла ислам. Она ассимилировалась в местной общине и от ее прошлого осталась только фамилия.

Массовый отъезд

Согласно переписи 1989 года, корейская диаспора в Таджикистане насчитывала 14300 человек (только в Душанбе проживало около 7 тысяч корейцев). Однако во время последней переписи населения, прошедшей в 2010 году, лишь 650 человек назвали себя корейцами. Но Виктор Ким  считает, что число его сородичей в Таджикистане превышает 1000.

Массовый отъезд корейцев, как многих других представителей нацменьшинств в Таджикистане, произошел в начале 90-х, в годы гражданской войны. Раньше в Душанбе, в районе Первого советского, находился так называемый «корейский поселок», где преимущественно жили корейцы. В те годы тиражом более одной тысячи экземпляров издавалась газета корейской диаспоры «Корё ильбо».

В 1992 году по заказу корейских бизнесменов режиссер Майрам Юсупова сняла документальный фильм «Коре сарам», который повествует о массовом потоке беженцев-корейцев из страны.

Кадр из фильма Коре сарам. Из архива Владимира Кима
Кадр из фильма «Коре сарам». Из архива Владимира Кима

«Корё сарам» буквально переводится как «корейский человек». Это означает, что здешний кореец  родом не из Южной или Северной Кореи (не чосон сарам и не хангук сарам), а именно из того племени, которое появилось на Дальнем Востоке и потом перебралось в Среднюю Азию – корё сарам.

«Это такое  сообщество, которое получило свое развитие в условиях изоляции и является новой субэтнической общностью корейского этноса, которая в течение большого исторического периода внесла свой, определенный вклад в развитие страны проживания, — говорит политолог Сим Хон Ёнг из Кореи. 

Владимир Шин. Фото: CABAR.asia
Владимир Шин. Фото: CABAR.asia

Среди тех, кто остался в Таджикистане, выпускник Бауманского высшего технического училища Виталий Владимирович Шин, скромный преподаватель Таджикского технического университета, а в прошлом, человек, благодаря которому произошли инновационные перемены в некоторых ключевых отраслях экономики Таджикистана. Например, создание биллинговой системы в Душанбинской городской телефонной сети, которая позволила автоматизировать систему управления, учет грузовых вагонов через программное обеспечение на персональных компьютерах, которое сэкономило деньги управления железной дороги страны в десятки раз и появление первой в стране международной платежной карты «Visa» в «Таджиксодиробанке», — это все заслуги Шина.

Власти Южной Кореи признали «корё сарам» своими соотечественниками и установили некоторые льготы для них. В частности, согласно закону советские корейцы  могут в течение 5 лет жить и работать в Корее без визы. По словам Виктора Кима, благодаря этому корейцы из Таджикистана смогли обосноваться в Южной Корее вместе с семьями.

«Другая часть молодых корейцев уезжает в Россию – там, где русскоязычная среда, потому что трудно устроиться на официальную работу. Меж тем,  можно назвать многих современных ребят, которые хорошо знают таджикский, имеют друзей и никуда уезжать не собираются», — говорит лидер корейской диаспоры.

Таджикские студенты на праздновании дня Республики Корея в Душанбе: Фото CABAR.asia
Таджикские студенты на праздновании дня Республики Корея в Душанбе: Фото CABAR.asia

Немногие из «корё сарам» теперь знают родной язык, потому что он устно передавался от старших. Кстати,  язык  советских корейцев  образовался на основе северо-восточного, так называемого хамгёнского диалекта Северной Кореи.

Корейцы раньше придерживались традиционных культов своей исторической родины —  буддизм, конфуцианство, даосизм. Но русским удалось привить  им православие, иногда даже силой. Хотя, по словам Виктора Кима, их деды перешли в православие добровольно. Среднее поколение советских корейцев, которые родились в СССР, в большинстве — атеисты. В 90-е годы, когда в Таджикистане появились первые южнокорейские протестантские миссионеры и открылась церковь «Сонмин Сунбогым», некоторые из корейцев примкнули ней.

Таджикистан, в соответствии с международными нормами и конвенциями об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принял на себя обязательства обеспечивать представителям национальных меньшинств свободное выражение, сохранение и развитие культуры во всех ее аспектах.

«Представителям национальных меньшинств в Таджикистане также не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком», — отмечает таджикский исследователь Имомиддин Раджабов.

Кореянки на рынке "Мехргон" в Душанбе. Фото: CABAR.asia
Кореянки на рынке «Мехргон» в Душанбе. Фото: CABAR.asia

А вот традиции, таджикистанские корейцы очень чтут. По словам представителей диаспоры, у корейцев есть три основных праздника, которые обязательны для всех. Это 5 апреля – родительский день, когда дети идут на могилы своих предков, чтобы исполнить ритуал деса – выражение почтения и любви к усопшему предку.

Второй очень важный обряд  называется «толь» — годовщина рождения ребенка, когда перед ним на низеньком столике – «кудури», ставят различные предметы. Считается, то, что малыш выбрал первым, предназначает его карму, род занятий. Ребенка после ритуала родственники одаривают деньгами. И третий, обязательный праздник — «хангеби» или «хвангаб», когда отмечают 60-летие родителя.

«Это очень важное мероприятие, — объясняет Виталий Шин, — Потому что в ряду сложившихся обстоятельств раньше редко кто доживал до своего шестидесятилетия. У нас принято, чтобы праздник для юбиляра устраивали дети». 

Наблюдения показывают, что важное место в традиционной корейской семье играет женщина. Именно она трактует семейный уклад, который держится и передается из поколение в поколение.

«Корейская морковь» о которой не слышали в Корее

Кукси популярное корейское блюдо. Фото: CABAR.asia
Кукси — популярное корейское блюдо. Фото: CABAR.asia

В новых условиях проживания, из-за отсутствия определенных ингредиентов, изменилась традиционная кухня корейцев. В результате появились блюда и  салаты, о которых в самой Корее и не слышали. Таких, как например, салат из моркови – «морковь-чхе», который придумали среднеазиатские корейцы исходя из экономии и доступности.

Раньше на каждом базаре можно было увидеть кореянок, торгующих острыми салатами. Теперь их места заняли таджики, потому что по признанию одной знакомой, рынок диктует свои, негласные правила: аренду за место приходится платить больше, чем титульная нация.  Впрочем, эта проблема касается не только этнических корейцев, но и других меньшинств. К тому же, корейские салаты дело трудоемкое, и соответственно, цена возрастает, а обычный люд предпочитает покупать таджикские подделки, потому что они дешевле.

Из-за ухода из частного уличного бизнеса, корейскую молодежь теперь можно увидеть совсем в другом амплуа – они, как правило, работают менеджерами в частных и международных компаниях, администраторами или программистами. Это к примеру, Виктор Кан, заместитель главы Федерации по таэквондо в РТ,  Ксения Ким — глава HR-департамента  в представительстве Coca Cola в РТ, Владимир Ким и его супруга Людмила Ан, которые имеют собственный ресторан «Кая» и другие. 

Что касается русских имен и корейских фамилий, то по сложившимся устоям, фамилия играет важную роль в жизни корейцев – она обозначает род. Опять же, русские имена корейцам стали давать после получения ими российского гражданства, потому что их собственные — были трудными для произношения.

«Никакие варианты изменений корейской фамилии неприемлемы. Имя, отчество можно изменить на русский манер, но фамилия – это святое, потому что она определяет поин, род, — объясняет Виктор Ким. – К тому же, фамилии могут быть одинаковыми, но род – разный».

Для корейцев, как и таджиков, характерно почитание старших, любовь и забота к близким, добро­желательное отношение к соседям. Между тем, они отличаются своей осторожностью: никогда ничего лишнего не говорят,  очень избирательны в суждениях и отношениях.

По словам главы диаспоры, нынче время такое, когда нельзя афишировать себя.

«Мы  не глупые, для нас важно не афишировать себя. Уметь быть скромным — это хорошее качество, когда ты живешь в другой стране», — считает он.

«Когда я в Таджикистане, то я – кореец. За его пределами считаю себя таджикистанцем. Если живешь в этой стране, то нужно ее любить и быть патриотом, а если любви нет, то зачем в ней жить?» — по-философски рассуждает Ким.


Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: