© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

Религиозное многообразие Кыргызстана: верующий – прежде всего человек и гражданин

В Кыргызстане зарегистрированы более трех тысяч различных религиозных организаций, которые поддерживают мир и диалог между собой. Конституция гарантирует равные права и свободы для всех верующих. 


Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!


Каждый вторник и субботу из Воскресенского собора в Бишкеке выезжает автобус милосердия. Сестра Ольга, охранник и водитель – таким составом они едут по двум точкам столицы, где собираются бездомные и малоимущие, чтобы накормить их горячим обедом. Ольга Яковлева вот уже шесть лет выезжает с «автобусом милосердия».

«А кто пожалеет их? Вот так проходим, а у каждого своя судьба — кто-то случайно оказался, кого-то выгнали, несчастье какое-то случилось», — говорит она.

Photo: CABAR.asia

На этот раз к благородной миссии присоединились сотрудники исламского журнала «Умма». О том, что христиане кормят бездомных, молодые люди узнали из социальных сетей и решили тоже поучаствовать. 

«Мы отозвались, потому что эта идея очень интересна и благородна. И вообще, все религии призывают к тому, чтобы помогать ближнему. Мы мобильно решили присоединиться к инициативе христианской церкви, потому что помогать – это круто», — говорит активист Бекжан Юсупов.

Согласно статье 32 Конституции страны, каждому гражданину Кыргызстана гарантирована свобода совести и вероисповедания:

  1. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания.
  2. Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
  3. Каждый вправе свободно выбирать и иметь религиозные и иные убеждения.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений или отказу от них.

В настоящее время в республике официально зарегистрированы 3 294 религиозные организации. Из них 2 884 исламского и 396 христианского направления, а также иудаистская, буддистская общины и бахаи.

«Кыргызстан является полиэтническим, поликонфессиональным обществом. После обретения независимости у нас была либеральная политика в сфере религии. Тем не менее свобода вероисповедания у нас хорошо обеспечивается по сравнению с другими странами», — говорит Закир Чотаев, замдиректора Госкомиссии по делам религий.

Дружеские отношения

Такое религиозное многообразие в стране сложилось исторически — на территории современного Кыргызстана всегда проживали представители разных религий. Археологические находки свидетельствуют, что в разные периоды проживавшие здесь племена и народы исповедовали и зороастризм, и тенгрианство, и буддизм. Это многообразие было обусловлено прохождением по территории республики Великого Шелкового пути.

По словам представителя Духовного управления мусульман Кыргызстана Акимжана Эргешова, ислам на территории Центральной Азии существует с конца VII века. А после получения независимости в 1991 году в Кыргызстане была основана первая мусульманская организация — Духовное управление мусульман – и назначен первый муфтий.

О том, как развивается исламское сообщество, красноречиво свидетельствуют цифры. В годы Советского Союза в Киргизской ССР насчитывалось 39 мечетей, сегодня их количество приближается к трем тысячам, а более 80% населения считает себя мусульманами.

Рядом с исламом вот уже более 150 лет мирно живет и сосуществует Русская православная церковь. Археологические данные свидетельствуют о появлении христианства на территории страны еще в средние века. Но современная история православия начинается с момента вхождения Кыргызстана в состав Российской империи в XIX веке.

Затем, в годы СССР власти поддерживали политику атеизма, а с 1991 года, по словам служителя Собора Великого князя Владимира в Бишкеке Алексея Сыромятникова, православные верующие ощутили прекращение атеистического гнета.  

Сегодня Русская православная церковь в Кыргызстане является первой после ислама конфессией по количеству верующих, а на территории страны действуют 54 храма. 

«Больше 150 лет местные жители видят в христианах не оппонентов, не врагов, а прекрасных соседей. И мы продолжаем эту преемственность. Когда появилась редчайшая возможность построить где-то в регионах церковь, очень часто финансово помогали настоятели соседних мечетей – имамы. Это доказывает наше дружеское отношение», — подчеркивает Сыромятников.

Межконфессиональное согласие

Помимо ислама и православия, в Кыргызстане также официально зарегистрированы и представительства других конфессий, которые не столь многочисленны. Одна из них – буддизм.

Недалеко от Бишкека, в селе Маевка, расположен небольшой храм, который буддисты называют «Место Пути». 

«Место Пути» работает с 2001 года, а ответственный за него – монах Алексей Шмыгля, последователь традиции буддийского ордена Ниппондзан Мёходзи, которую в Кыргызстан привез известный монах Дзюнсэй Тэрасава еще в 1993 году. Photo: CABAR.asia

Читайте также: Как живет единственная буддийская община в Кыргызстане

На территории современной Центральной Азии буддизм появился еще в I веке до нашей эры. Археологические находки в Чуйской области доказывают, что в VII-XIII вв. здесь располагались крупные буддийские комплексы.

Современный буддизм в Кыргызстане существует всего 30 лет. По словам главы буддистского общества Олега Цоя, их религиозная организация была зарегистрирована в 1989 году.

«Наше общество было встречено Госкомиссией по делам религий с теплом и пониманием. Никаких противоречий никогда не было», — говорит он.

Photo: CABAR.asia

Читайте также: Как люди реагируют на то, что я бахаи

В Кыргызстане также есть представители одной из самых молодых религий – бахаи. Она зародилась в Персии в середине XIX века, а первая в мире организованная община бахаи за пределами современного Ирана появилась в Ашхабаде в начале 1880-х гг. Там же в 1918 году был построен первый в мире храм бахаи.

Официальную регистрацию в Кыргызстане эта организация получила в 1992 году. А сейчас в стране насчитывается 12 общин бахаи и несколько сотен последователей этой религии. 

Асель Исламханова, член национального духовного совета бахаи в Кыргызстане, отмечает:

В Кыргызстане я не встречалась ни с каким видом агрессии, когда говорила, что я бахаи или принадлежу к другой конфессии. В Кыргызстане есть межконфессиональное согласие.
Первые общины евангелических лютеран появились в Кыргызстане еще в 1999 году. Костяк составили депортированные во время второй мировой войны немцы. Сегодня в Кыргызстане действуют около 15 лютеранских церквей. Photo: CABAR.asia

Читайте также: Жизнь лютеран в Кыргызстане: от непонимания до терпимости

Кенжебек Ботобаев, настоятель лютеранской церкви в Кыргызстане, вспоминает, что ему и другим лютеранам пришлось пережить немало гонений и непонимания со стороны соотечественников. Прежде чем перейти в лютеранство, он 15 лет проработал в органах внутренних дел, а затем поступил в духовную семинарию в Бишкеке.

Официальную регистрацию в Кыргызстане Лютеранская церковь получила в 2001 году. По словам Ботобаева, сегодня в стране около 600 человек, которые относят себя к лютеранам.

«В прошлом было тяжело, но сейчас люди стали понимать религию и вероисповедание. Мы себя хорошо чувствуем», — отмечает он.

Универсальное жилье кочевников уже более двух тысяч лет служит кыргызам верой и правдой, а в рамкам конференции-фестиваля «Прислушайся к тому, кто рядом» символизирует общий дом для всех граждан Кыргызстана вне зависимости от вероисповедания или национальности. Photo: CABAR.asia

Читайте также: В Бишкеке прошел Конфест «Прислушайся к тому, кто рядом»

Представители различных конфессий признают, что в Кыргызстане сложилась уникальная ситуация, когда люди разного вероисповедания мирно уживаются и проводят совместные мероприятия. 

«В сравнении с соседними странами мы можем говорить, что у нас намного больше свободы, больше восприятия взглядов, толерантности, чем в других республиках», — говорит Акимжан Эргешов.

***

Акция совместной раздачи еды для бездомных и малоимущих может служить примером мирного сосуществования и сотрудничества между представителями разных религий. Впервые приняв участие, журналисты мусульманского журнала «Умма» обмениваются контактами с сестрой милосердия Ольгой, чтобы и в дальнейшем проводить совместные благотворительные мероприятия.

«Для того, чтобы сохранился межконфессиональный мир в Кыргызстане, надо проводить работу с молодежью, доносить до них, что мы живем в одном государстве. И неважно кто ты – мусульманин, христианин или буддист — ты прежде всего человек и являешься гражданином этой страны», — заключает Бекжан Джусупов.


Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: