Статьи IWPR по ЦА Кыргызстан

Кыргызстан: «Захват» ведущего медиаресурса

04.05.2015

Сотрудники газеты боятся, что истинным мотивом запутанного судебного процесса является подчинение популярного и прибыльного медиабизнеса влиятельной группой.
Сотрудники ведущей газеты Кыргызстана «Вечерний Бишкек» проводят кампанию по сохранению своей независимости, несмотря на ситуацию, которую они считают «захватом» со стороны высокопоставленных чиновников.
Медиахолдинг, чьим главным сокровищем является многотиражный «Вечерний Бишкек», находится в центре запутанной судебной тяжбы, в которой имеются заявления о политическом давлении со стороны бывших чиновников.
Издательский дом «Вечерний Бишкек» владеет четырьмя газетами, типографией и рекламным агентством «Рубикон», которое обеспечивает достаточными финансами компанию.
Русскоязычная газета «Вечерний Бишкек» — одна из крупнейших многотиражных газет Кыргызстана, в то время как «Рубикон» является финансовым сердцем холдинга – от последнего зависит вся работа медиаресурса.
СУДЕБНОЕ ДЕЛО
В январском судебном решении половина доли в агентстве «Рубикон», принадлежавшая нынешнему владельцу Александру Киму, была передана Александру Рябушкину, который до 2000 года владел долей 50/50 с Кимом.
Сейчас Рябушкин требует компенсации потерянной прибыли за последние 15 лет в размере нескольких миллионов долларов.
В 2000 году Рябушкин продал свою 50% долю в «Рубиконе» «Петровски Корпорейшн».
По словам Кима, его тоже заставили продать свою половину в «Рубиконе», но он смог сохранить акции, уступив при этом один процент компании «Петровски» — таким образом, последняя получила контрольный пакет. В открытых письмах нынешнему президенту Алмазбеку Атамбаеву сотрудники «Вечернего Бишкека» заявляют, что на тот момент компания «Петровски» имела тесные связи с семьей Аскара Акаева, который был президентом Кыргызстана с 1990 по 2005 год, когда его свергли во время государственного переворота.
После смены правительства в 2005 году суд присудил Киму 51% долю в компании «Петровски Корпорейшн», которая к тому времени исчезла на территории страны, на том основании, что она выводила финансовые и недвижимые активы из «Рубикона».
После 2005 года Рябушкин предъявил иски в попытке вернуть свои первоначальные акции назад, но суды отклонили эти иски на том основании, что он продал их в 2000 году и больше не подавал на них иски.
Однако в прошлом году он вновь обратился в суд, и в последующих судебных разбирательствах ему присудили 50% «Рубикона». Ким решил не оспаривать это решение в вышестоящих инстанциях, сомневаясь в изменении постановления, но собирается противостоять выплате компенсации Рябушкину, так как это, по его словам, разорит его.
ОБВИНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МОТИВЕ
Спор вышел далеко за пределы судебных разбирательств, поскольку сотрудники холдинга «Вечерний Бишкек» подозревают Рябушкина в том, что он действует в качестве доверенного лица высокопоставленных политических деятелей, которые хотят контролировать одну из крупнейших газет в стране.
Дина Маслова, главный редактор новостного сайта «Вечернего Бишкека» VB.kg, сообщила IWPR, что целью является превращение газеты в средство восхваления президента Атамбаева и его администрации.
Сотрудники «Вечернего Бишкека» написали два открытых письма президенту Атамбаеву, в которых утверждают, что люди из его окружения – но не он – скрываются за захватом.
Маслова заявила IWPR, что здесь замешаны «очень высокопоставленные» лица.
«Достаточно много наших источников в правительстве, парламенте и ГКНБ нам об этом сообщали», — сказала она.
На вопрос о том, считает ли она, что и президент замешан в этом деле, Маслова ответила, что подозревает, что все вовлеченные лица доносят ему «искаженную информацию».
«Если сам президент не видит или не предпринимает меры, чтобы оградить общество от влияния нескольких лиц, то это очень плохо», — добавила она.
Рябушкин отрицает какие-либо связи с высокопоставленными чиновниками и говорит, что просто пытается компенсировать вред, нанесенный ему во время правления Акаева.
«Я просто хочу вернуть то, что по закону принадлежало мне», — сообщил он журналистам.
Сергей Воронцов, адвокат «Вечернего Бишкека», сообщил IWPR, что если и должны быть какие-либо споры вокруг этого вопроса, судебный процесс должен вестись между Кимом и «Петровски Корпорейшн», а не Рябушкиным. Но адвокат подчеркнул, что эта американская компания не присутствовала в Кыргызстане с 2005 года, и не отвечала на его попытки связаться с ней.
Пресс-секретарь Атамбаева Жанар Акаев сообщил IWPR, что президент не допускает своему окружению манипулировать собой.
«Я думаю, что ни президент, ни его окружение не нуждаются в пиаре «Вечернего Бишкека», поэтому их слова неправда, — сказал он. — У нас идеальная, абсолютно независимая судебная система не построена, но есть попытки».
После первого обращения от имени сотрудников «Вечернего Бишкека», президент Атамбаев поручил службе безопасности и прокуратуре провести «тщательную проверку всех обстоятельств этого дела и донести до общественности объективную информацию».
Генеральная прокуратура заявила, что не нашла никаких нарушений со стороны чиновников из Администрации Атамбаева, о которых упоминают сотрудники газеты. ГКНБ еще не завершил проверку и отказывается что-либо сообщать.
Второе обращение привело к тому, что служба национальной безопасности предупредила о том, что будет вызывать на допрос подписавшихся под обращением, и уже проверяет текст документа на содержание «призывов к посягательству на конституционный строй», что является уголовным преступлением.
Тем временем подал в отставку влиятельный советник президента Икрам Ильмиянов, который был в числе обвиняемых сотрудниками «Вечернего Бишкека». В заявлении, распространенном пресс-службой президента, Ильмиянов пожаловался на «недостоверные» слухи, тиражируемые в СМИ.
«Со временем терпеть огульное очернение дается все труднее», — говорит он, добавив, что не ощущает необходимости ни в оправдании своих действий, ни в привлечении к ответственности своих недоброжелателей.
Советник Атамбаева по СМИ Фарид Ниязов обвинил «Вечерний Бишкек» в создании «голословных обвинений», в которых нет «конкретных фактов».
«Там говорится, что я давил на суд, но кто это сказал и как я давил — не говорится. Это все домыслы и обвинения, они высосаны из пальца», — заявил он на пресс-конференции, отметив, что не намерен подавать в отставку.
Кроме самих сотрудников издательского дома, также в защиту «Вечернего Бишкека» встали некоторые политики, правозащитники и НПО.
Толекан Исмаилова, известная правозащитница,руководитель НПО «Бир дүйнө — Кыргызстан», говорит, что данное дело подняло проблемы независимости СМИ, справедливого суда и политического контроля – т.е. все повторяющиеся проблемы с тех пор, когда Кыргызстан обрел независимость в 1991 году.
«Основные принципы – свобода слова и неприкосновенность частной собственности, обеспечение независимого и справедливого суда должны соблюдаться государством беспрекословно, — сказала она IWPR. — Но, к сожалению, у нас опять дежавю». (Читать: Зайнидин Курманов: Низкое доверие к власти связано с отсутствием перемен http://cabar.asia/kyrgyzstan/246-zajnidin-kurmanov-nizkoe-doverie-k-vlasti-svyazano-s-otsutstviem-peremen )
По словам Исмаиловой, политический контроль над СМИ часто встречался при Акаеве, а затем при его преемнике Курманбеке Бакиеве, который был аналогичным образом свергнут во время народной революции 2010 года.
«Белый дом» [место работы президента и парламента Кыргызстана] должен себе сделать вывод о том, что так делать больше нельзя», — сказала она.
Тимур Токтоналиев – редактор IWPR в Кыргызстане.

Последнее

Популярное